Обзор литературы по русскому народному костюму 16 страница

Понева распашная носилась "с подтыканием", поэтому орнамент располагался с изнанки. Клетчатая ткань поневы декорирована вышивкой шерстяными нитями в сочетании с блестками, мишурой. Полотнища соединены между собой полосой, по обе стороны которой — также вышивка шерстяными нитями. Края поневы обработаны нашивками кумача и тесьмой шириной 1,5 см. Длина поневы 79 см. Ширина поневы (из трех полотнищ) по низу 132 см. Верх поневы изготовлен на гашнике.

Передник — с нагрудной планкой шириной 5,5 см. Общая длина передника 92 см, из них 46 см – ширина декоративной полосы по низу (вышивка, полосы кумача, цветные ленты, позумент). Ширина передника по низу 65 см. По верхнему срезу передник присборен. Передник закрепляется на фигуре двойными бретелями (на линии плечевого пояса) и подвязками (по бокам).

Головной убор — чепец из штофа малинового цвета. Золотое шитье, позументы, полоски, цветная перевить — элементы декора. Позатыльник декорирован золотой нитью, жемчугом, бисером.

Шаль с бахромой размером 288 х 288 см, ширина бахромы-19 см.

Верхняя одежда — зипун из домотканого сукна коричневого цвета прилегающего силуэта; спинка цельная. Длина зипуна по спинке 98 см (их них 2 см — стойка, 37 см — длина до талии, 59 см — нижняя часть стана). Длина линии плеча 16 см. Ширина спинки на уровне проймы 21 см. Ширина рукава вверху 24 см, внизу 15 см. Длина рукава 61,6 см. Ширина спинки на уровне талии 15,5 см. Ширина пол на линии проймы 31 см. Ширина горловины 15 см, глубина 9,5 см. Длина полы по линии борта 92 см. Застежка выполнена на петлю и пуговицу из ремешка. Ширина пол внизу 51 см. Ширина спинки внизу 51 см. Длина боковых клиньев (по спинке) 51 см, ширина (по низу) 39 см. Длина центральных клиньев 45 см, ширина (по низу) по 15 см.

Обувь — лапти лыковые.

Костюм с сарафаном (рис. 200) включает рубаху, сарафан, передник, головную повязку, нашейные украшения, пояс-кушак, обувь.

Рубаха с длинными рукавами. Вокруг горловины — частая сборка (сборка собрана "на ребро" и закреплена с изнанки рубахи ручными стежками). Глубина разреза на груди 24 см. Длина стана рубахи 48,5 см (1 см — стойка и 47,5 — стан). Ширина вдвое сложенного стана по низу 74 см. Стан состоит из четырех полотнищ. Общая длина рукава от стойки 98,5 см (18 см — полик, 66 см — рукав, 14,5 см — манжета). Ширина рукава вверху (у основания ластовицы) 17 см. Размеры ластовицы: 44 см — у линии соединения с рукавом, 13 см — у линии соединения со станом рубахи. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач.

Сарафан шерстяной, глухой, косоклинный, черного цвета. Длина стана по спинке 91,5 см (6 см — орнаментальная полоса у бретелей, 46 см — стан, 39,5 см — орнаментальный низ — штоф, атлас, узорное ткачество). Ширина вдвое сложенного низа 114 см. Ширина бретелей 4 см. Длина бретелей спереди 17,5 см. Декор сарафана — вышивка шерстяными цветными нитями, блестками. Спереди сарафана — декоративная грудка глубиной 21,5 см. Ширина полотнищ стана 46 см (передних и задних). Ширина клиньев по низу: 23 см — клин от спинки; 17 см — клин от переда, 7,5 см — средний клин. Клин на переднем полотнище кверху сходит на нет. Верхний край заднего полотнища у бретелей собран на сборки.

Рис. 200. Курский народный костюм с сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (КрОКМ)

Передник — завеска, сзади распашной. Длина передника спереди 105,5 см (16 см — декоративный верх из цветных полос и бахромы, 50,5 см — узорно-вытканный белый холст и 39 см – декоративный низ — узорное ткачество, кумач, ленты, бахрома). Длина бретелей спереди 13 см, сзади — 8,5 см. Ширина лифа переда на уровне проймы 28 см. Ширина лифа спинки на уровне проймы 29 см. Глубина проймы 18 см. Ширина горловины спереди 10,5 см, сзади 11,5 см. Ширина переднего полотнища 38 см, боковых 16 см. На лифе сзади имеется "окошко" для продевания косы. Срезы вверху обработаны обтачкой. Орнамент на лифе — аппликации (нашивки из кумача с настроченными цветными нитями).

Головная повязка из цветного ситца.

Навесные украшения — бусы.

Пояс — кушак шерстяной, тканый, в полоску. Концы кушака с бахромой. Длина кушака 320 см плюс бахрома шириной 8 см с обеих сторон. Ширина кушака 16,5 см.

Обувь — кожаные туфли.

3.9.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КУРСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с поневой (см. рис. 199). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепятся передник и верхняя одежда. Грудной пояс подчеркивается верхним краем передника, закрепленного с помощью бретелей на плечевом поясе, и орнаментальной полосой передника. Силуэтные изображения иллюстрируют положение формы костюма в пространстве.

Геометрический вид формы — прямоугольник, расчленяемый наслоением элементов костюма и декоративным решением их на составные части по принципу подобия, нюанса и контраста.

Звучание костюма достигается с помощью характерных элементов декора — вышивки, аппликации (нашивки цветных полос), узорного ткачества. Декоративные акценты сосредоточены по линии плечевого пояса, в нижней части костюма и головном уборе. Расположение декоративных акцентов придает определенную направленность движения формы снизу вверх.

В композиции костюма присутствует разнообразие красных цветов, а также белый цвет с дополнительным вкраплением желтого, черного и зеленого.

Использованные ткани и приемы декоративного решения обеспечивают богатство фактурных характеристик. Необычное образное восприятие костюма создается также за счет способа ношения поневы — "с подтыканием".

Костюм с сарафаном (см. рис. 200). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного, талиевого опорных поясов. Необычность восприятия костюма достигнута решением плечевого пояса костюма в сочетании с пластическим решением длинных рукавов рубахи, носимых "в набор". Грудной конструктивный пояс подчеркивается верхним краем сарафана (и его конструктивно-декоративным решением) и передника.

Силуэтные изображения иллюстрируют положение формы костюма в пространстве и его пластическое состояние, придающее выразительность и образность костюму. Членения костюма, расположение декоративных акцентов обеспечивают динамическое состояние костюма, направленность движения снизу вверх. Наиболее ярко это прослеживается в профильном силуэтном изображении.

Рис. 201. Орловский народный костюм с поневой, носимой "с подтыканием" — костюм-образ. Музейные подлинники (ООКМ)

Геометрический вид формы — в основном трапеция. Костюм отличается красочностью, разнообразием цветофактурных и орнаментальных характеристик, несколькими композиционными центрами (плечевой пояс, лиф костюма, нижняя часть рукавов, нижняя часть композиции костюма). Обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом здесь является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана как бы высвечивает декор сарафана, который созвучен красному цвету декора рубахи, передника, головной повязки.

3.10. ОРЛОВСКИЙ КОСТЮМ

По мнению исследователей, среди населения Орловской губернии было много однодворцев. В 40-х гг. XIX в. однодворка в отличие от крепостных "поневниц" носила красную юбку. В полесских уездах (при преобладании в одежде понев и кичек) бывшие однодворки носили большей частью в будние дни суконные юбки красных, синих и других цветов. При этом голову повязывали платками; в праздничные дни носили сарафаны, а на голове — сборники, кокошники и повойники; известны были у однодворок и душегреи. Д.К.Зеленин объяснял наличие в костюме однодворок юбок и сарафанов местным, западным (юбки), а также московским (сарафаны) влиянием. Барские крестьяне Орловщины были северорусского происхождения, некоторые из Рязанской, Тульской и других губерний. Одежда крестьян имела различия как по историко-сословному, так и по географическому признаку. Так, особенностью костюма палехов был его белый цвет, у женщин вся одежда преимущественно была холщовая, даже головная повязка. По праздникам они носили юбки клетчатые темно-синего цвета, а на головах — хлопчатобумажные платки разных цветов.

В целом орловский женский народный костюм отличался своей цветностью, звучанием оттенков красных цветов через орнаментальное решение передника, рубахи, головного убора. Специфическое восприятие костюма обеспечивалось с помощью красочной поневы, которая, как правило, носилась "с подтыканием" подола. Необычны по форме, цветовому и фактурному звучанию головные уборы девичьих свадебных костюмов.

Мужской костюм состоял из рубахи, портов, белого головного колпака — "валенки", серого или белого с фалдами зипуна, края которого были обшиты нитками или черными суконными (наподобие тесьмы) полосками, лаптей (реже носили сапоги).

3.10.1. АННОТАЦИИ ОРЛОВСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с поневой, носимой с "подтыканием" (рис. 201) включает рубаху, поневу, передник, головной убор, нашейные украшения, обувь, чулки, платок, верхнюю одежду.

Рубаха выполнена с прямыми поликами. Вокруг горловины рядами ручных стежков "цепочкой" закреплена сборка. Длина рубахи 138 см (2,5 см —стойка, 4 см — сборка, 62,5 см — стан, 49 см — подстава, 20 см — орнаментальный низ). Ширина вдвое сложенного низа 71 см. Стан состоит из четырех полотнищ. По низу рубахи выполнен орнамент (узорное ткачество, цветные полосы, на которых нашит вьюн, по низу — цветное кружево). Ширина спинки вверху 36,5 см. Общая длина рукава (от стойки) 79 см (15 см — линия плеча, 20 см — орнамент на линии плеча, 34 см — рукав, 10 см — манжета). Ширина рукава вверху 27,5 см. Ластовица размером 5x5 см, выполнена из ткани в синюю и белую полоски. Ширина рукава у манжеты 9 см. Глубина разреза на груди с учетом стойки (2,5 см) равна 35,5 см. Линия плеч декорирована узорным ткачеством; на манжетах также выполнено узорное ткачество, проложены зеленая лента и фабричное кружево.

Распашная понева — плахта — имеет ширину по низу 122 см. Длина заднего полотнища 81 см, перед него 66 см. Короткое переднее полотнище не соединено с задним на половину длины (от низа к середине длины). Орнамент образован вышивкой, плотным застилом шерстяными нитями, вышитыми квадрата ми, позументом — нашитыми красными полосами и блестками.

Передник (завеска) имеет общую длину 136 см. Длина лифа 7,5 см. Глубина выреза горловины переда 13,5 см. Длина передника от выреза вниз по спинке 25,5 см. Стан (основная деталь) передника состоит из трех полотнищ шириной 17, 34 и 17 см. Длина орнаментального низа 50 см — ткачество, узорное ткачество, цветные полосы с нашивками сутажа. Вдоль соединительных швов полотнищ с обеих сторон выполнена вышивка. По линии пришива стана к лифу среднее полотнище стана присборено. Лиф отделан вышивкой в виде красных полос. Ширина лифа по линии пришива к стану 36 см, ширина на линии плеча 21,5 см, длина линии плеча 5,5 см. Шири на лифа сзади 39 см. Лиф спинки украшен узорным ткачеством, по низу выполнены рюши из синего сатина с нашивками из белого сутажа.

Головной убор состоит из чепчика (чепца) налобной повязки, позатыльника и височных подвесок из стекляруса, бисера.

Нашейные украшения выполнены в виде лент, украшенных пуговицами, бисером, бахромой и сборкой из цветных лент.

Обувь — лапти, чулки из конопли.

Платок — шерстяной, клетчатый, с бахромой.

Верхняя одежда — традиционный русский полушубок. Декор — кожаные цветные аппликации.

Костюм с поневой и красным передником (свадебный костюм) (рис. 202) включает рубаху; поневу; передник; головной убор; нашейные украшения; пояс; обувь.

Рубаха с прямыми поликами и отложным воротником изготовлена из фабричной хлопчатобумажной ткани. Ширина воротника 17,5 см. Длина рубахи 133,5 см (55,5 см — стан, 65 — подстава, 13 см — орнаментальный низ). Орнамент рубахи создает вышивка цветной шерстью в виде цветных полос (бледно-желтая, зеленая, пурпурная). Ширина вдвое сложенной рубахи по низу 68 см. Стан состоит из четырех полотнищ. Глубина разреза на груди 22 см. Вокруг воротника — частая сборка "на ребро" (односторонняя, в виде защипов). Рукава рубахи ажурные. Общая длина рукава от воротника 82,5 см (16 см — полик, 52,5 см — рукав, 14 см — гирлянда из цветных лент). Ширина рукава по линии пришива гирлянды 33,5 см. Ширина рукава у полика 35 см.

В надетой на фигуру рубахе рукава выше гирлянд перехватывались подвязками, делавшими в рукаве напуск над перехватом. По краю воротника, низу рукавов и линии пришива рукавов к лифу проложено узкое фабричное кружево. Дополняют костюм наплечные накладки длиной 40 см, которые представляют собой прямоугольники с закругленными углами, собранные из лент.

Понева глухая с прошвой состоит из трех полотнищ, шириной по 50 см. Ширина вдвое сложенной поневы с прошвой по низу 112 см, длина — 88 см. Верх поневы собран на гашник.

Передник сшит из кашемира пурпурного цвета. Длина передника 76 см. Ширина орнаментального низа 22 см (цветные ленты, бахрома, галуны). По верхнему срезу понева присобрана в сборку-складку.

Головной убор — чепик из малинового штофа с налобником, украшенным золотым шитьем и орнаментально нанизанным бисером. Над чепиком расположен двухъярусный веер, набранный из цветных лент (в плиссировку), который удерживается вертикально с помощью каркаса — зенка из искусственных цветов и перьев. Третий веер закрепляется сзади поверх позатыльника, а поверх его — еще ленты.

Дополняет костюм нашейное украшение — ожерелье ("ожерелки"), украшенное бисером, нанизанным орнаментально стеклярусом, пуговицами, цветными шерстяными нитями.

Пояс из кашемира пурпурного цвета с цветными орнаментальными концами. Ширина орнаментальных полос 25 см (ленты, галуны, бахрома). Длина пояса 220 см, ширина — 36 см.

Обувь — лапти, чулки — из конопли.

3.10.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОРЛОВСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с поневой, носимой "с подтыканием" (см. рис. 201). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. Грудной пояс подчеркивается вырезом горловины передника и способом его ношения (вид крепления на фигуре).

Геометрический вид формы — трапеция и прямо угольник. Членения костюма, конструктивные особенности и способы ношения создают соотношения элементов формы по принципу контраста; Силуэтные изображения отражают положение формы костюма в пространстве и подчеркивают статичную композицию. Это состояние усиливается распределением декоративных акцентов — в верхней и нижней частях композиции. Костюм отличается обилием декоративного убранства. Выделяется несколько композиционных центров, согласованных между собой, — голов ной убор и плечевой пояс костюма, нижняя часть костюма (рубахи, передника). В профильном силуэтном изображении и виде сзади тектоника костюма выражена красочной поневой и способом ее ношения "с подтыканием", что особенно характерно для орловского костюма. Оригинальность композиционного построения определяется декоративным акцентом в нижнем углу верхней полы верхней одежды. Асимметричное композиционное решение полушубка уравновешено необычным приемом расположения декора — кожаных аппликаций. Это также прием декоративно-композиционного решения верхней одежды, характерный для южнорусских комплексов.

Костюм построен на сочетании красных цветов: на белом фоне рубахи и передника красные цвета звучат красочно и живописно. В дополнение к красным и белому цветам в меньших количествах по площади занимают желтые и зеленый цвета. Богатство композиции костюма усиливается здесь сочетанием разнообразных фактур материалов и приемов декоративного решения.

Конструктивное решение, способ ношения, орнаментально-композиционное построение, пластическое состояние, сочетаясь в целостной композиции, придают образность орловскому костюму.

Костюм с поневой и красным передником (свадебный костюм) (см. рис. 202). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и талиевого опорных поясов. Акцентируются все перечисленные опорные пояса. Необычная форма головного убора и способ его ношения выявляют и подчеркивают овал и черты лица. Этому способствует также акцентирование плечевого пояса рубахи и декоративное решение рубахи вокруг горловины. Длинные рукава перехвачены у линии локтя, созданы напуск верхней части рукавов и спадание "веером" декоративной нижней части рукавов. Акцент создается также членением формы костюма подпоясыванием на линии талии со свободно спадающими сзади от талии длинными концами широкого пояса, красный цвет которого озвучен фоном темно-синей поневы.

Рис. 202. Орловский народный костюм с поневой и красным передником — костюм-образ. Музейные подлинники (ООКМ)

Силуэтные изображения формы выразительно представляют костюм во всех его положениях в движении. Геометрический вид формы — в основном прямоугольник, расчлененный линией талии по принципу нюанса.

Эмоциональный настрой создается красочным решением костюма. В композиции костюма представлены большими плоскостями красные цвета — передник, пояс, низ поневы, головной убор, элементы декора рубахи. В меньшем количестве в композиции костюма присутствуют белый (рубаха), темно-синий (понева) и желтые цвета. Озвучивает цветовую композицию вкрапление зеленого цвета.

Выделяется несколько композиционных центров — головной убор, плечевой пояс, нижняя часть костюма, низ рукавов, согласованных между собой и составляющих целостную цветовую композицию.

Неповторимое своеобразие анализируемому орловскому костюму придают необычность головного убора, декоративное решение и способ ношения рубахи, а также распределение цветовых пятен в композиции костюма и способ ношения передника.

3.11. ТУЛЬСКИЙ КОСТЮМ

Население Тульской губернии также представляло пеструю картину. Однодворческие черты в костюме сильнее выражались на западе и юге Тульской губернии. Здесь носили поневу и кичку. Имели место случаи, когда два типа костюма бытовали одновременно у одних и тех же крестьян: в будничные дни носили поневы клетчатые из красной и черной шерстяной ткани с прошвой, в праздничные — юбки.

Элементами женского костюма, например Beневского уезда, были полотняная рубаха, синяя клетчатая понева, передник, навершник или шушпан, кожаные черные башмаки с шерстяными чулками, на голове — кичка из кумача с сорокой и бисерным позатыльником, на шее — несколько ниток стеклянных бус, в ушах — серьги.

Женщины носили рубахи с широкими рукавами, собранными у кисти, сарафаны и передники. Часто сарафаны подпоясывали и на поясе девушки носили сшитую из лоскутов сумочку "для гостинцев". Передник ("занавеска") надевался до уровня подмышек и закреплялся на спине подвязками. Верхней одеждой служили поддевки ("коротеньки"). Зимой женщины носили шубы, на голове — платки, шали. Замужние женщины носили повойники, шапочки типа чепцов со сборками, стягивающиеся шнурком.

Молодежь, судя по сведениям конца XIX в., боль шей частью одевалась по-городскому: в сюртуки и пиджаки. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, перетянутой узкой красной шерстяной опояской, синих холщовых портов, на голове — высокая поярковая шляпа, на ногах — лапти с онучами. Поверх рубахи многие надевали жилеты, застегнутые доверху.

3.11.1. АННОТАЦИИ ТУЛЬСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с поневой (рис. 203) включает рубаху, поневу, передник, головной убор, верхнюю одежду, обувь.

Рубаха с длинными рукавами украшена узорным ткачеством. Вокруг горловины рубаха собрана в сборки.

Понева глухая с прошвой сшита из синей клетчатой ткани. Обильно декорирован низ понёвы — полосы цветных тканей, узорное ткачество, цветные ленты. Верх поневы собран на гашник.

Передник с лифом декорирован узорным ткачеством, кумачом, вышивкой, лентами, сборками. По линии соединения с лифом стан передника присборен.

Головной убор — девичья повязка.

Верхняя одежда — шушпан из белого домотканого сукна.

Обувь — лапти с онучами.

Костюм с сарафаном (рис. 204) включает рубаху, сарафан, головной убор, обувь.

Рубаха по линии плеч украшена узорным ткачеством. Рукав прямой, собранный по низу на сборки, закрепленные манжетой. Манжета декорирована вышивкой крестом.

Сарафан сшит из фабричной набивной хлопчатобумажной ткани. По красному фону выполнен орнамент белого цвета. Низ сарафана отделан полоской фабричного кружева белого цвета.

Головной убор — девичья повязка.

Обувь — лапти с онучами.

3.11.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТУЛЬСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с поневой (см. рис. 203). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. Грудной пояс подчеркивается линией притачивания верхнего присборенного среза полотнища стана к лифу передника, линия талии — силуэтным изображением вида костюма сзади, членением костюма на стыке рубахи и поневы. В силуэтном изображении костюма спереди (летнем его варианте) наблюдается определенная направленность движения формы костюма снизу вверх. Это качество костюма подчеркивается также декоративным решением низа рубахи, поневы и передника. В сочетании с верхней одеждой происходит перераспределение соотношения элементов и складываются иные пропорции в костюме, хотя направленность движения формы снизу вверх сохраняется. Выявляется четкое тонально-ритмическое построение костюма во всех положениях его формы в пространстве.

В костюме присутствует ярко выраженный композиционный центр — нижняя часть композиции костюма.

Геометрический вид формы — в основном трапеция, которая расчленяется в силуэтных изображениях (вид сбоку и вид сзади) по принципу нюанса.

Композиция костюма озвучена красными цвета ми, красочно воспринимаемыми на фоне белого цвета рубахи, передника, шушпана с графическим оконтуриванием темными цветами по линии низа шушпана, а также фоном поневы, декоративными полосами передника. Игре цвета в композиции костюма способствует сочетание разнообразных фактур мате риалов и техники декоративного решения.

Рис. 203. Тульский народный костюм с поневой — костюм-образ. Музейные подлинники (ТлОКМ)

Тектоника костюма благодаря его пластическому и цветовому состоянию определяет ярко выраженную композицию южнорусского поневного комплекса.

Костюм с сарафаном (см. рис. 204). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. На плечевом опорном поясе крепится сарафан, строится рубаха и формируется тектоника костюма. Как и в большинстве случаев, форма рубахи создается присбориванием плоских полотнищ ткани вокруг горловины, закреплением формы обтачкой (воротником) горловины и фиксируется на плечевом поясе фигуры. Оригинальное конструктивно-композиционное решение рубахи утонченно подчеркивает пластику плечевого пояса, шеи, лица.

Грудной пояс подчеркивается, как обычно в сарафанном комплексе русского костюма, верхним краем полотнищ — переднего и заднего.

Силуэтные изображения костюма выявляют пластику и состояние формы в пространстве. Динамика формы костюма достигается контрастным соотношением нижней и верхней частей композиции костюма. Динамичность костюма также подчеркивается геометрическим видом формы костюма — трапецией.

Цветовая композиция костюма построена на красных цветах с использованием фона фабричной ткани сарафана, цвета головной повязки и декора рубахи. В композиции костюма четко прослеживается динамика цветотоновых отношений: большая форма красного сарафана через бретели плавно переходит в цветовое решение плечевого пояса рубахи и головной повязки.

Использованные ткани и конструктивно-композиционное решение костюма являют нам поздний вариант тульского народного костюма.

Рис. 204. Тульский народный костюм с сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (ТлОКМ)

3.12. КАЛУЖСКИЙ КОСТЮМ

По составу населения Калужская губерния напоминала Орловскую. Здесь также большую роль играли палехи, в костюме которых выделялись белый цвет, поневы, кички. Этот тип одежды, по мнению Д.К.Зеленина, был раньше характерен и для неполесского населения, но со временем был вытеснен московским сарафаном. В Калужской губернии почти отсутствовали однодворцы, которые постепенно переместились отсюда в более южные губернии.

Крестьянский калужский костюм первой половины XIX в. характеризуется традиционными формами южновеликорусского костюма. На территории губернии бытовали два комплекса женского костюма: поневный и сарафанный. Традиционный поневный комплекс характеризовали белые домотканые холщовые рубахи с прямыми поликами и рукавами, декорированными узорным (красным) ткачеством. У "веселых" рубах полики изготовлялись из кумача. Рубаха носилась с напуском на поневу. Особой декоративностью отличались передники, они украшались вышивкой, узорным ткачеством, цветными лентами, кумачом, цветным кружевом, бахромой. Калужские поневы имели локальные различия: каждое село, уезд имели свои особенности в декоре, размере поневной клетки. Особое декоративное звучание характеризовало праздничные поневы. Встречались поневы из красного сукна, парчи, бархата, полотнища понев украшались лентами, галуном. В Жиздринском уезде поневы оформлялись дополнительно своеобразными пушками из шерстяных ниток, пуговицами, блестками. Поневы Перемышльского уезда отличались украшением золотым позументом, галуном, тесьмой, цветными лентами, зубцами, почти целиком застилающими клетчатую ткань.

В фондах Калужского областного краеведческого музея (КлОКМ) широко представлен также сарафанный комплекс костюма. Например, перемышльский костюм состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, передника, головного убора и обуви. Сарафанный комплекс бытовал в уезде одновременно с поневным. Косоклинный сарафан носили также и без традиционного передника "занавески". На фоне сарафана в таком случае особенно выделялось декоративное оформление рубахи, и в первую очередь рукавов. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах России, где распространяется также прямой московский сарафан из набивного ситца, пестряди, шелка с белой кумачовой или ситцевой рубахой традиционного покроя.

В конце XIX — начале XX в. в крестьянский костюм проникают элементы городского костюма. Судя по музейной коллекции (КлОКМ), женский костюм приобретает новое конструктивное, композиционное и пластическое решение. В коллекции можно встретить новые формы костюма — сарафан с кофтой из ситца или кашемира — "парочки".

Мужской костюм состоял из белой холщовой рубахи с вышивкой у ворота и опоясанный кушаком, портов, кафтана из домотканого сукна. На голове носили поярковую шляпу, на ногах — сапоги.

3.12.1. АННОТАЦИИ КАЛУЖСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с сарафаном (рис. 205) включает рубаху, сарафан, пояс, головной убор, обувь.

Рубаха с косыми поликами и длинными рукавами. Орнамент — вышивка бледно-розовыми нитями.

Сарафан косоклинный — "китайка", изготовлен на холщовой подкладке. На переднем полотнище справа — карман. По центру переднего полотнища — имитация распашного сарафана. По синему фону сарафана дана отделка красной фабричной тканью (бретели, верхний край сарафана, низ, карман).

Пояс — тканый.

Головной убор — рогатая кичка, чохры (налобник), мохры.

Обувь — лапти.

Рис. 205. Калужский народный костюм с сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (КлОКМ)

Костюм с поневой (рис. 206) включает рубаху, поневу, передник, навесные украшения, головной убор, обувь.

Рубаха с прямыми поликами имеет рукава, сплошь орнаментированные на верхних участках, зрительно просматриваемых на фигуре. Рукава по низу собраны на манжету. Полики выполнены из кумача с узорным ткачеством, ластовицы — из красной ткани. Манжеты завершаются отделкой цветными шелковыми лентами.

Понева сшита из ткани в крупную клетку. Сплошь орнаментирована нижняя часть поневы — серебристо-золотистые позументы, кружево, ленты.

Передник "занавеска" выполнен с грудкой (лифом). Этот уникальный экспонат имеет цветную орнаментированную перевить, орнамент — птицы. Виды декора — узорное ткачество, цветное кружево; полотнище передника — из пестряди.

Навесные (нашейные) украшения — "гитан", "чепка" — представляют собой стеклярус, нашитый на цветную ткань.

Головной убор состоит из четырех предметов: рогатая кичка, банты (налобник), мохры — налобник, сторонки — наушники с назатыльником. Сторонки изготовлены из картона, на который нашит позумент желто-зеленого цвета, снизу — черные перья селезня.

Обувь — лапти с онучами.

3.12.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КАЛУЖСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с сарафаном (см. рис. 205). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов и в основном определяется креплением костюма на плечевом поясе (рубаха, сарафан). Основное членение, создающее контрастное соотношение элементов костюма, определяется подпоясыванием сарафана под грудью, выше линии талии. Таким членением одновременно формируется на фигуре лиф костюма (сарафана). Геометрический вид формы — трапеция — подчеркивает динамику формы с ярко выраженной направленностью движения формы снизу вверх. Вертикально расположенная по центру сарафана линия, имитирующая застежку, усиливает динамику формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: