Глава 5
ТЕПЛОВОЙ И ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ РАСЧЕТЫ
Общие положения
После выполнения электромагнитных расчетов машины необходимо провести тепловой расчет для определения ожидаемого установившегося превышения температуры обмоток и коллектора (у машины постоянного тока) при продолжительном режиме работы (S 1).
Распределение температуры в обмотках электрических машин не равномерно, а измерение методом сопротивления или термометра не дает возможность определить температуру в наиболее горячей точке обмотки. Поэтому пределы температуры в обмотках, допускаемые по ГОСТ 183, ниже регламентированных на изоляционные материалы*:
Класс нагревостойкости изоляции | B | F | H |
Предельно допускаемые температуры, 0С изоляционных материалов обмоток машин (ГОСТ 183) | |||
Предельно допускаемые превышения температуры обмоток машин, оС |
*Допускаемые превышения температуры обмоток указаны при температуре охлаждающей среды 40 0С и при измерении методом сопротивления.
Для однорядных обмоток возбуждения с неизолированными поверхностями допускаемые температуры и превышения температуры на 10 0С выше.
Для коллекторов и контактных колец предельно допускаемые превышения температуры при измерении методом термометра составляют для класса нагревостойкости изоляции В - 80 0С, для класса F – 90 0C и для класса H – 100 0С.
Тепловой расчет обмоток производят, исходя из наиболее неблагоприятных условий, для чего потери на обмотках рассчитывают, исходя из сопротивлений обмоток, приведенных к максимально допускаемой температуре при выбранном классе нагревостойкости изоляции (за исключением обмоток возбуждения машин постоянного и переменного тока). Для этого сопротивления обмоток, рассчитанные для температуры 20 °С, умножают на коэффициент m'Т:
Класс нагревостойкости изоляции | В | F | Н |
Значение коэффициента m'Т | 1+ 0,004(120 -20) = 1,4 | 1+ 0,004 (140 -20) = 1,48 | 1+ 0,004(165 -20) = 1,58 |
Теплоотдача и теплопередача
Возникающие в машине потери выделяются в виде теплоты и передаются охлаждающей среде (воздух, масло, вода, водород, гелий и т. п.) через поверхность отдельных частей непосредственно или через другие граничащие с ними части машин. В машинах общего назначения, проектирование которых рассматривается в данной книге, охлаждающей средой является воздух.
Передаваемый через поверхность тепловой поток (Вт)
(5-1)
где — коэффициент теплоотдачи поверхности, Вт/(мм2 · град); — превышение температуры поверхности над температурой охлаждающего воздуха, °С; SП — площадь поверхности охлаждения, мм2.
По аналогии с электрической цепью представим (5-1) в виде
(5-2)
где .
Здесь падению напряжения соответствует превышение (перепад) температуры , току - потери (тепловой поток) , сопротивлению электрической цепи - тепловое сопротивление .
По пути к охлаждаемой поверхности тепловой поток встречает дополнительное тепловое сопротивление в изоляции и в металлах. При тепловом расчете учитывают только тепловое сопротивление изоляционных материалов, обладающих малым коэффициентом теплопроводности; тепловым сопротивлением металлов (медь, сталь, чугун) пренебрегают ввиду их высокой теплопроводности. Тепловой поток (Вт), протекающий через изоляцию,
, (5-3)
где - коэффициент теплопроводности изоляционного материала, Вт/(мм · град); - перепад температуры в изоляции, 0С; - площадь односторонней поверхности изоляции, мм2, - толщина изоляции, мм.
Уравнение (5-3) представим в следующем виде:
(5-4)
где .
Потери в машине, передаваемые охлаждаемому воздуху внутри машины, подогревают проточный воздух в защищенной машине или воздух в замкнутом объеме в закрытой машине.
Тепловой поток (Вт), передаваемый воздуху внутри машины,
, (5-5)
где - коэффициент подогрева воздуха, Вт/ (мм2 · град); - среднее превышение температуры воздуха внутри машины, °С; - условная поверхность охлаждения машины, мм2.
Уравнение (5-5) представим в следующем виде:
. (5-6)
У закрытых машин все потери (кроме потерь в наружном вентиляторе) передаются изнутри машины наружному охлаждающему воздуху. При этом тепловое сопротивление должно включать в себя тепловое сопротивление поверхности машины наружному охлаждающему воздуху.