Ситуационные задачи по Анатомии.
Опорно-двигательный аппарат. Кости
Определяя химический состав кости с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.
1. Каково процентное содержание воды и, каково жира в кости в живом организме?
2. Как называются органические вещества мацерированной кости?
Демонстрируя на лекции малоберцовую кость, подвергшуюся специальной обработке (кислотой), лектор продемонстрировал ее гибкость, завязав эту кость в узел.
1. Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее упругость и эластичность?
2. При преобладании, каких веществ (органических или неорганических) кость становится хрупкой и ломкой?
При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней ее пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.
|
|
1. Как называется эта пластинка?
2. Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?
На экзамене у студента вызвал затруднение вопрос об источниках роста трубчатых костей в толщину и длину.
1. За счет, каких структур происходит утолщение костей и образование кости при ее переломах?
2. За счет чего растет трубчатая кость?
При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединения с I поясничным позвонком.
1. Как называются эти добавочные ребра?
2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?
На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением численности поясничных позвонков.
1. Как называется сращение атланта с черепом?
2. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.
При рентгеноскопическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками (хрящами) крестцовых позвонков.
1. О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?
2. Как называется такой вид соединений, как это имеется у мальчика в крестцовом отделе позвоночного столба?
Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонтируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.
1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?
2. О каких особенностях строения и развития грудины свидетельствует раздвоенность мечевидного
отростка, и даже наличие (иногда) врожденного отверстия в грудине?