Поговорим о произношении

Что такое речь?

Речь, как любая другая психическая функция, развивается в процессе жизни человека.

Природа дает человеку инструмент для овладения различными умениями и навыками, заставляя оправдывать свое высокое предназначение через упорный труд. Едва появившись на свет, ребенок жадно впитывает информацию, поступающую из окружающего его мира…

Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг ребенка готов к восприятию и усвоению речевых сигналов, которые подают ему окружающие.

Для того чтобы усвоение и развитие речи шло поступательно, ребенок должен обладать полноценным физическим слухом и зрением, и, конечно же, достаточно развитым артикуляционным аппаратом.

При наличии вышеперечисленных факторов решающим является создание полноценной речевой среды, не только дающей ребенку образец для подражания, но и формирующей потребность пользоваться речью как основным способом общения.

В общении с окружающими человек прежде всего обращает внимание на содержание воспринимаемой им информации. Если по каким-либо причинам возникает затруднения восприятия, он начинает анализировать процесс подачи информации и пытается определить источник помехи. Зачастую трудности общения связаны не только с несовершенным произношением звуков, но и с неумением строить связное высказывание.

Когда идти к логопеду?

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и фраз.

На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с искажённым, неточным звуковым составом. Однако с возрастом звуковой состав произносимых слов постепенно уточняется, совершенствуется, всё более приближаясь к имеющемуся в речи взрослых образцу. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 летнему возрасту.

Таблица примерного времени появления звуков в ходе нормального становления звукопроизношения:

Возраст, в котором появляются звуки Звуки
В 3 года должны быть правильными губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь), губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), гласные (А, О, У, Э, И, Ы)
К 4 годам появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц)
К 5 годам шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч)
К 6 годам соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й)

Поговорим о произношении

" Мой ребенок не выговаривает букву Р!"

Ваша тревога объяснима. Однако прежде чем мы начнем работу по формированию правильного речевого уклада того, что не "выговаривается", проведем подготовительную работу.

Начнем с уточнения понятий.

Нам известно, что речь формируется по подражанию. Стало быть, произнесенное слово должно быть услышано и усвоено, с тем, чтобы можно было пользоваться им в процессе общения.

Мы также хорошо знаем, что на слух человек воспринимает звуки, будь то раскаты грома, шум автомобиля или плавное течение речи.

Речь состоит из звуков, произносимых нами с помощью речевого аппарата. А вот для того чтобы слово стало видимым, мы должны изобразить его звуковую структуру графически, т.е. буквами. Следовательно, ребенок может не произносить звук, но уж никак не букву!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: