К причинам возникновения нарушений произношения звуков при наличии нормального слуха и интеллекта можно отнести следующие:
- слабость мышц артикуляционного аппарата;
- избирательное нарушение фонематического слуха;
- неблагоприятное речевое окружение.
Остановимся подробней на каждом из данных условий.
Усвоение произносительной системы языка является сложным процессом, в ходе которого ребенок учится воспринимать звучащую речь, чтобы затем воспроизвести ее. Произношение звуков, как одна из главных составляющих речевой системы, формируется в процессе общения.
Звуки речи усваиваются ребенком постепенно в течение нескольких лет после рождения.
Процесс формирования правильного произношения, осуществляемый сложными системами мозга и речевым аппаратом, регулируется центральной нервной системой.
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает произносительными нормами. Для этого должна быть отработана система взаимодействия "центра", расположенного в коре головного мозга, и "периферии", которую составляют органы речи. Обмен сигналами, осуществляемый под контролем слуха, позволяет сформировать правильные звуковые образы.
|
|
Для их реализации нужен развитый артикуляционный аппарат, обладающий специфическим речевым умением произвольно принимать позиции, необходимые для произношения звуков.
Принято считать, что до 5 лет при нормальном развитии всей психической сферы ребенок должен овладеть нормами произношения звуков родного языка.
Фонематический слух вырабатывается у ребенка в процессе развития речи и осуществляет операции различения и узнавания фонем. Фонемой (в лингвистике) называют минимальную единицу звукового строя языка, служащую для различения смысла слов и реализующуюся - в зависимости от местоположения - в разных своих вариантах.
Фонематический слух входит в понятие речевого слуха.
Речевой слух принимает и оценивает чужую речь и контролирует собственную.
Формируясь по подражанию в процессе общения, произносительная сторона речи болезненно реагирует на несовершенство социума, в который включен ребенок. Поэтому любые ограничения общения с ребенком, подражание неправильной речи окружающих его людей, использование в общении образцов несовершенной детской речи – "сюсюканье", могут привести к задержке формирования правильного произношения.