Задачи и функции учебной дисциплины «Философия и методология науки»

Учебная дисциплина «Философия и методология науки» включена в программу обучения магистрантов специальности «Социальная работа» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Содержание учебной дисциплины отражает современный уровень развития философии науки. Главная цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой и методологической культуры магистрантов, вооружение их представлениями о роли науки в современном обществе.

Роль учебной дисциплины наиболее наглядно проявляется в ее функциях. С помощью термина «функция» в гуманитарном знании обо­значают обычно роль какого-либо элемента в социальной системе, его ос­новное предназначение, определенного рода результаты его существова­ния и развития в интересах системы в целом. В свою очередь, сами эти функции по-разному проявляются в зависимости от того, с какой социаль­ной общностью, уровнем общественной организации мы эти функции связываем. Применительно к обществу в целом, к научному сообществу, к ря­довому гражданину каждая из функций проявляется (если проявляется) особым образом.

Применительно к учебной дисциплине «Философия и методология науки» может быть выделен ряд функций.

Гносеологическая (познавательная) функция является общей для всех учебных дисциплин. Применительно к изучаемой учебной дисциплине она проявляется в том новом приращении теоретических знаний, которое становится дос­тоянием общества, научного сообщества, отдельного индивида в результате исследований научно-исследовательского процесса и науки как социального феномена в целом. В самом деле, не может быть полноценной профессиональная подготовка магистра социальной работы, если ему не известно, какие общие закономерности и тенденции развития науки проявляются в теории социальной работы на современном этапе ее развития, какие направления исследований в теории социальной работы являются наиболее актуальными.

Методологическая функция учебной дисциплины (и соответствую­щей сферы теоретического знания) выступает одной из наиболее важных. Ее значение проявляется, прежде всего, в том, что она позволяет сформулировать некоторые общие подходы и методы исследования в современных социально-гуманитарных исследованиях, в том числе в теории социальной работы. Компетенции магистранта на этом направлении формируются прежде всего таким разделом учебной дисциплины, как «методология науки».

Эта функция является особенно важной для магистров социальной работы. Применительно к теории социальной работы выявляются два важнейших аспекта: 1) методологические основания этой теории к настоящему времени заимствуются из социальной философии, социологии, истории, социальной психологии, социальной педагогики и социальной медицины; 2) «социальная работа как наука не может существовать без наличия собственных научных базовых методов»[18].

Историко-кумулятивная функция проявляется в процессе накопле­ния (аккумуляции) и закрепления результатов конкретного познавательного исторического опыта. Изучение философии науки помо­гает закрепить и осмыслить знания о становлении конкретных концепции философии науки в их связи с конкретной социально-исторической и научно-теоретической ситуацией на каждом этапе развития общества.

Аксиологическая (оценочная) функция философии науки реализуется в различных проявлениях. Во-первых, учебная дисциплина помогает магистранту глубже понять и усвоить представления о науке как ценности современного общества.

Во-вторых, знания, полученные магистрантом в процессе изучения учебной дисциплины, формируют оценочные критерии для анализа адекватности используемых методов задачам конкретного научного исследования, в частности, в теории социальной работы.

Коммуникативная функция учебной дисциплины важна, прежде все­го, для профессионального становления будущих магистров. В частности, она обеспечивает плодотворность коммуникаций внут­ри научного сообщества, помогает формированию вербальных средств межнаучного общения. Так, она способствует осмыслению, закреплению и развитию философского языка исследования науки. Изучение философии науки позволяет выявить общность предметного поля ис­следования различных наук о человеке, обществе и культуре.

Функция экспликации (выявления) универсалий тесно связана с пре­дыдущей и выступает как процесс объяснения, закрепления и развития со­держания общенаучных понятий, которые становятся универсальными для сферы социально-гуманитарного знания. Дисциплина «Философия и методология науки» выявляет те наиболее общие методологические идеи, принципы, подходы, которые формируются в процессе ста­новления теоретических знаний о человеке, обществе и культуре.

Профессионально-творческая функция информационной антропологии заключается в ее воздействии на личность будущего профессионала – социального работника. Она помогает осмыслить про­фессиональное призвание будущего специалиста, уяснить спектр требований современного общества к научным исследованиям в области социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

1.Каков объект философии науки?

2.Каков предмет философии науки?

3.Какие проблемы изучает философия науки?

4.Каковы основные функции философии науки?

5.Покажите основные этапы развития философии и методологии науки.

6.Раскройте исторические корни взаимосвязи философии и науки.

7.Охарактеризуйте структуру философии науки.

8.Покажите основные подходы к выявлению проблематики философии науки.

9. Раскройте содержательное поле эпистемологии науки.

10.Покажите основные критерии классификации научных методов.

11.Раскройте различие конктекста открытия и контекста обоснования.

Литература

Бэкон, Ф. Новый Органон. Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1972.

Вригт, Г.Х. Логико-философские исследования. – М.: Прогресс, 1986.

Декарт, Р. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1950.

Декарт, Р. Первоначала философии. Соч. в 2-х тт. – М.: Мысль, 1989.

Кохановский, В.П. и др. Основы философии науки. Изд. 6-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Кун, Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Лакатос, И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4.

Поппер, К. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983.

Радугин, А. А„ Радугина О. А. Философия науки: общие проблемы: Учеб. пособие. – М.: Библионика, 2006.

Рузавин, Г.И. Методология научного познания. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Рузавин, Г.И. Философия науки. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2011.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.

Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. Изд. 2-е. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: