1. Выполни упражнения с грецким орехом или шариком су-джок:
• «Кулачки» (см. задание 3);
• «Удержи орешек» - ладони прямые, пальцы крепко прижаты друг к другу; локти стоят на столе. Кончики пальцев левой руки прижимают орех к центру запястья правой с внутренней стороны. Прокатывай орех от середины запястья правой руки до кончиков пальцев; орех оказывается между кончиками пальцев правой руки и серединой запястья левой. Продолжай прокатывать орех между ладонями таким образом 5-6 раз.
2. Чтобы писать красиво, надо держать ручку правильно.
Большой палец держит ручку сбоку. Указательный палец сверху, он прижимает спинку ручки. Средний палец поддерживает ручку снизу.
3. Возьми ручку правильно и нарисуй мелкий дождик и дождь посильнее. Ручка двигается сверху вниз. Не меняй ее направление и не отрывай от бумаги, пока не закончишь линию.
4. Вылепи букву У из пластилина.
5. Возьми красную ручку правильно, «напиши» букву У в воздухе и обведи ее в тетради.
Задание 17. Деревья. Словообразование.
|
|
1. Покажи и назови лист, ветку, семена, ягоды деревьев.
Например:
- Это кленовый лист. Это кленовая ветка. Это кленовые семена. И т.д.
2. Ответь на вопросы по таблице.
У | Какой ствол? | Какая кора? | Какие корни? |
дуба | дубовый | дубовая | дубовые |
сосны | сосновый | сосновая | сосновые |
березы | березовый | березовая | березовые |
ели | еловый | еловая | еловые |
липы | липовый | липовая | липовые |
клена | кленовый | кленовая | кленовые |
рябины | рябиновый | рябиновая | рябиновые |
3. Дай полные ответы на вопросы:
- У какого дерева самые большие листья? Какие это листья? (Самые большие листья у клена. Это кленовые листья.)
- У какого дерева самые длинные иглы? Какие это иглы?
- У какого дерева самые короткие иголки? Какие это иголки?
- На каком дереве растут сережки? Какие это сережки?
- На каком дереве растут желуди? Какие это желуди?
- На каком дереве растут длинные шишки? Какие это шишки?
- На каком дереве растут короткие шишки? Какие это шишки?
- У какого дерева самый толстый ствол? Какой это ствол?
- У какого дерева белая кора? Какая это кора?
- У какого дерева красные ягоды? Какие это ягоды?
Задание 18. Листья. Описательный рассказ
1. Раскрась листья: кленовый - красным карандашом, дубовый - коричневым, а березовый - желтым.
2. Скажи, в какое время года листья бывают такого цвета.
3. По таблице расскажи про каждый лист, какой он по цвету, величине, на ощупь, по весу. Например: «Это кленовый лист. Он желтый, большой, сухой, шершавый, легкий».
Задание 19. Овощи. Словоизменение
1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):
|
|
• Понюхай огурцы - легко вдохни запах огурцов, не поднимая плеч. А теперь на выдохе говори: «А-а-а-а-ах!»
2. Сделай артикуляционную гимнастику (5-7 раз каждое упражнение):
• Надуй щеки - расслабь.
• Втяни щеки - расслабь.
3. Рассмотри картинки. Покажи и скажи, что это. Назови все одним словом. Раскрась овощи.
4. Покажи и назови самый большой (самый маленький) овощ, круглые (овальные, похожие на треугольник) овощи.
5. Скажи, какую пользу приносят овощи.
6. Назови овощи во множественном числе и ласково.
Слова | Множественное число | Ласково |
огурец | ||
помидор | ||
кабачок | ||
морковь | — | |
тыква | ||
репа | ||
капуста | — | |
редис | — | |
перец | ||
баклажан | ||
свекла | — | |
чеснок | — | |
лук | — |
Задание 20. Звук и буква А. (знакомство)
1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук «А-а-а-а».
• Ударяй мячом об пол и произноси «А» (удар - звук).
2. Сделай артикуляционную гимнастику (10 раз):
• «Ворота» - широко открой рот, закрой, расслабь губы.
3. Посмотри на картинку и скажи, какой звук произносит девочка. («А-а-а»)
4. Произнеси за мной: «А-а-а». Широко открой рот и «включи» голос.
5. Запомни! «А» - это гласный звук, потому что его можно петь.
6. Звук «А» - гласный. Обозначим его красным кружочком:
7. Произнеси звук «А» столько раз, сколько кружочков:
8. Произнеси звук «А»:
- громко-тихо;
- долго - коротко;
- спой.
9. Послушай:
- А-а-а-аня (а-а-а-астры, а-а-а-аист).
- Скажи, какой звук слышится в начале этих слов. (Звук «А».)
10. Назови, что нарисовано на картинках. Скажи, с какого звука начинается каждое слово.
11. Раскрась букву А красным карандашом.
Задание 21. Овощи. Предлоги В. НА
1. Рассмотри картинки.
2. Назови, какие овощи на них нарисованы.
3. Ответь на вопросы:
- Какие овощи растут на земле?
- Какие овощи растут в земле?
4. Покажи и скажи, для чего нужны лопата, лейка, корзина. (Лопата нужна, чтобы землю. И т.д.)
5. Скажи, какие овощи срывают (срезают, выкапывают, выдергивают).
• Помидоры...
• Огурцы...
• Баклажаны...
• Перец...
• Лук...
• Чеснок...
• Картофель...
• Капусту...
• Тыкву...
• Кабачки...
• Редис...
• Морковь
• Репу...
• Свеклу..
6. Помоги зайчику пройти к морковке. Попробуй проследить его путь глазами.
7. Обведи предметы и овощи на картинках разными карандашами.
8. Дай полные ответы на вопросы:
- Какие овощи собрал зайчик на огороде?
- Чем он выкапывал овощи?
- Куда он их сложил?
Задание 22. Овощи. Словоизменение, словообразование
1. Назови огурец, помидор, тыкву, луковицу, картофелину с числами от 1 до 5.
Овощи | |||||
огурец | огурец | огурца | огурца | огурца | огурцов |
помидор | |||||
тыква | |||||
луковица | |||||
картофелина |
2. Дай полные ответы на вопросы:
- Что можно сварить из овощей? (Из овощей можно сварить суп.)
- Что можно выжать из овощей? (Из овощей можно выжать сок.)
- Что еще можно приготовить из овощей? (Из овощей еще можно приготовить пюре,
салат, начинку для пирогов.)
3. Скажи, как называются блюда из овощей.
Слова | Суп из... | Сок из... | Салат из... | Начинка из... | Пюре из... |
картофель | |||||
огурцы | |||||
помидоры (томаты) | |||||
лук | |||||
морковь | |||||
кабачки | |||||
капуста | |||||
свёкла | |||||
овощи |
4. Скажи, что приготовил Федя (Вася, Петя).
|
|
- Федя сварил суп из гороха (из картофеля, из овощей). Какой суп сварил Федя? (Федя сварил гороховый (картофельный, овощной) суп.)
- Вася приготовил пюре из картофеля (из моркови, из овощей). Какое пюре приготовил Вася? (Вася
приготовил картофельное (морковное, овощное) пюре.)
- Петя сделал салат из огурцов
(из капусты, из овощей). Какой салат сделал Петя? (Петя сделал огуречный (капустный, овощной)
салат.)
Задание 23.Овощи. Описательный рассказ.
1. Проговори вместе со мной стихотворение с движением и выучи его.
В огороде, | Руками внизу покажи полоску-грядку - от середины в стороны. |
за забором, | Подними прямые руки вверх, ладони смотрят от себя, пальцы вместе - все напряжено. |
подрастают | Подними руки от пола вверх, пальцами делай хаотичные движения. |
помидоры, | Соедини кончики пальцев правой и левой рук, покажи руками помидор. |
Держатся | Сожми пальцы в кулачки. |
за колышки, | Поставь кулачок на кулачок - колышек. |
греются | Лицо подними вверх, руки внизу на незначительном расстоянии от туловища - «загорают». |
на солнышке. | Руки подними вверх, пальцы разведи в стороны. |
А на грядках | Руками внизу покажи полоску-грядку - от середины в стороны. |
низко-низко | Присядь на корточки. |
спряталась | Закрой лицо руками. |
в земле | Кисти рук «ввинчивай» вниз. |
редиска. | Соедини большой палец с остальными в кружок на обеих руках. |
2..Раскрась большой помидор красным карандашом, а маленький - зеленым.
3.Скажи, какие они по цвету, форме, величине, используя таблицу. (Это красный, круглый, большой помидор. Это зеленый, овальный, маленький помидор.)
Задание 24. Звук и буква А (продолжение)
1. Выполни упражнения с грецким орехом или шариком су-джок:
• «Удержи орешек» (см. задание 16).
• «Упрямый орешек» - орех с усилием проталкивай между большим пальцем и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины. Причем пальцы как бы не пускают орех, а затем не выпускают его, когда другой рукой орех вытягиваешь из сопротивляющихся пальцев, Упражнение выполняй на каждой руке.
|
|
2. Нарисуй дождик.
Держи ручку правильно. Ручка двигается сверху вниз. Не меняй ее направление и не отрывай от бумаги, пока не закончишь линию.
3. Выложи букву А из палочек.
4. Вылепи букву а из пластилина.
5. Обведи буквы А, а красной ручкой.
Задание 25. Фрукты. Словоизменение
1. Выполни упражнение «Дерево» (3-4 раза, см. задание 13).
2. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):
• Понюхай апельсин: сделай легкий вдох, плечи не поднимай, а выдыхая, скажи: «Ах! Какой душистый апельсин!»
3. Рассмотри картинку. Назови все одним словом.
4. Раскрась фрукты и назови их с цветом: красное яблоко, синяя слива, фиолетовый виноград, желтый банан, зеленая груша и т.п.
5. Дай полные ответы на вопросы:
- Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях, а виноград растет на лозе.)
- Как называют деревья, на которых
растут фрукты? (Фруктовые деревья.)
- Как называют сад, в котором растут фрукты? (Фруктовый сад.)
- Какую пользу приносят фрукты?
6. Назови фрукты во множественном числе и ласково.
Слова | Множест венное число | Ласково | Слова | Множест венное число | Ласково | |
банан | гранат | |||||
слива | груша | |||||
мандарин | вишня | |||||
апельсин | персик | — | ||||
абрикос | яблоко | |||||
лимон | виноград | — | ||||
ананас |
7. Подумай и скажи правильно:
На ветке растет , а на яблоне растут...
Ваня ест , а дети едят...
На тарелке лежит , а в корзине лежат...
Задание 26. Фрукты. Словоизменение
1, Назови фрукты со словом «много».
Фрукты | Много | Фрукты | Много | |
бананы | бананов | груши | груш | |
апельсины | апельсинов | сливы | слив | |
абрикосы | абрикосов | яблоки | яблок |
2. Раскрась яблоки и апельсины и дай полные ответы на вопросы:
— Сколько яблок висит на дереве?
— Сколько яблок упало с дерева?
— Сколько апельсинов висит на дереве?
— Сколько апельсинов упало с дерева?
3. Выучи стихотворение:
Веточки на яблоньке поникли от печали,
Яблочки на веточках висели и скучали.
Девочки и мальчики ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали.