Для увеличения α при работе двигателя на частичных нагрузках, например с целью снижения токсичности ОГ при одновременном улучшении топливной экономичности, часто применяется интенсификация газодинамического состояния заряда к концу такта сжатия. С этой целью можно использовать тангенциальные или вихревые впускные каналы, а также специальные завихривающие или отклоняющие поток заслонки.
В табл.2 приведены значения основных индикаторных показателей для двигателей с искровым зажиганием и дизелей.
Худшая экономичность цикла двигателей с искровым зажиганием при наддуве объясняется выбором меньших значений степени сжатия и утла опережения зажигания с целью избежать детонации.
Таблица.2.
Тип двигателя | pi,Мпа | ηi | gi, г/(кВт۰ч) |
Четырехтактные двигатели с искровым зажиганием: Без наддува С надувом Четырехтактные дизели: Без наддува С наддувом | 1.1…1.5 1.6...1.85 0.75...1.05 До 2,5 | 0,35…0,45 0,3…0,4 0,45…0,5 0,45…0,5 | 223...182 245...200 187...160 187...160 |
Влияние различных факторов на эффективные показатели двигателя
|
|
Значение каждого из эффективных показателей определяется соответствующим индикаторным показателем и механическим КПД.
Среднее давление механических потерь р мпможно уменьшить за счет:
• правильного выбора теплового режима работы двигателя
и поддержания этого режима в процессе эксплуатации;
• в оптимального конструирования двигателя и его агрегатов.
• рационального выбора материалов и технологии изготовления деталей, что улучшает смазку трущихся пар и снижет потери на трение;
• правильного выбора смазочного масла. При этом стремятся использовать масло с минимальной вязкостью, при которой обеспечиваются надежное жидкостное трение, длительная работа всех узлов двигателя при максимально возможных сроках смены и минимальном угаре масла;
• использования в дизелях однополостных камер сгорания вместо разделенных. Этим достигается снижение механических потерь в результате исключения потерь на перетекание заряда.
В табл.3 приведены эффективные показатели автотракторных двигателей на номинальном режиме.
Таблица. 3.
Тип двигателя | ηм | ηℓ | gℓ, г/кВт۰ч | рℓ, МПа | Nл, кВт/л |
Четырехтактные двигатели с искровым зажиганием: Без наддува С наддувом Четырехтактные дизели: Без наддува С наддувом Двухтактные дизели | 0,8…0,85 0,8…0,9 0,7…0,8 0,78…0,88 0,7…0,85 | 0,27…0,38 0,25…0,32 0,36…0,42 0,38…0,45 0,33…0,38 | 303…215 327…256 235...202 223…188 257...223 | 1,1...1,3 1,4...1,6 0,65...0,8 до 1,8 0,5...0,75 | 40...60 70...80 12...20 20...50 15…35 |