Особого внимания на улице требуют к себе дети, хотя бы потому, что вне стен домов они бывают чаще, чем их папы и мамы.
Из множества криминальных опасностей, подстерегающих ребенка на улице, можно выделить три: сексуальные домогательства и сексуальные преступления, подростковые «разборки» и участие в молодежных группировках.
Первая опасность — не самая распространенная, но за счет своей скандальности наиболее часто муссируемая как в прессе, так и в досужих разговорах.
Определить какой-либо единый тип маньяка-насильника, которого стоит опасаться, нельзя. Ни рост, ни «масть», ни возраст, ни стиль одежды таких людей из общей массы не выделяют. А вот в манере поведения (правда, далеко не всегда) некоторое подобие присутствовать может.
Потенциальные насильники могут часами высиживать где-нибудь на отдаленной скамейке, наблюдая за возней детей на игровой площадке или в песочнице. Могут приближаться, разговаривать с детьми, предлагать им сладости, раздавать мелкие подарки, сопровождать детей до подъезда или школы.
Любой контакт такого «дяденьки» с вашим ребенком должен настораживать. А если вы один, два, три раза подряд заметили подле детской площадки незнакомого соглядатая, не постесняйтесь подойти к нему и заговорить.
Истины вы, конечно, не узнаете, но, возможно, спугнете насильника, выбирающего себе очередную жертву, или, если дело обернется бедой, сможете помочь следствию в установлении личности преступника. Ну, а если ошибетесь, и выяснится, что этот «извращенец» — всего лишь наблюдающий за внуком дедушка, приехавший на неделю из деревни в гости, ничего страшного не случится. Вы же не обвиняли его в садистских наклонностях, не учиняли допрос с пристрастием — просто поговорили пяток минут о том о сем.
Если после беседы ваши подозрения усилятся, попросите незнакомца показать документы, ссылаясь, например, на то, что несколько дней назад в доме произошла кража и милиция просила проявлять максимальную бдительность. Сексуальные маньяки не грабители, сразу в драку бросаться не будут. В итоге вы либо установите личность вызвавшего подозрение гражданина, либо напрочь отобьете у него охоту появляться в вашем дворе.
При неадекватных реакциях, когда ваша просьба вызвала бурное ответное действие (протест ли, раздражение или гомерический хохот — не суть важно), сообщите о своих подозрениях в милицию. Мало ли с каким находящимся в розыске преступником совпадут ваши описания!
И все же следует признать, что наибольшую защиту от сексуальных посягательств на ребенка может обеспечить только сам ребенок.
Будем исходить из худшего — ребенок и насильник встретились без посредничества взрослых, то есть один на один. Вначале, как всегда, профилактика. Постарайтесь, чтобы этого «один на одни» как фактора, провоцирующего преступление, было как можно меньше. Окружите ребенка друзьями. Пусть они всегда и везде ходят «толпой». Внушите им, чтобы они никогда, и особенно ни с кем, не отпускали от себя товарищей. Против нескольких детей преступник бессилен.
Особенно важно, чтобы дети не бродили по двору и улицам в одиночку, когда в вашем районе произошла серия нераскрытых, сексуальных преступлений.
Не нашли ребенку постоянных друзей — выписывайте из деревни бабушку, объединяйтесь с соседями, устанавливайте надзор за младшим населением двора. Организовать совместными усилиями временное наблюдение за детьми не так уж сложно, было бы желание.
Следующий по значимости фактор профилактики сексуальных преступлений -стиль взаимоотношения ребенка со взрослыми. Во имя безопасности стоит поколебать уверенность ребенка в безгрешности взрослых. Конечно, не лучший совет — воспитывать в подрастающем поколении душевную черствость, но бросаться по первой же просьбе на помощь взрослому дяде гораздо более опасно, чем не услышать эту просьбу вовсе.
Конечно, глухота не должна распространяться на случаи, когда ребенка просят вызвать по телефону «Скорую помощь», достать из кармана лекарство или помочь перейти улицу с оживленным движением. А вот просьбы пойти помочь что-то откуда-то перенести, подождать кого-то в пустой квартире или машине — уже из серии настораживающих.
Сверхопасны прямые предложения от незнакомых людей сходить в кино, по-смотреть видик, сняться в рекламном ролике, покататься на машине и т.п. От таких «тетенек» и «дяденек» ребенок должен бежать без оглядки.
Подчиненность авторитету взрослого чаще всего детей и подводит. Не умеют они ему противостоять, потому что из всех взрослых близко знали только папу, маму да дедушку с бабушкой, а от них ничего плохого не видели. Значит, и остальные взрослые — такие же. Нейтрализовать инстинкт подчинения взрослому, воспитываемый в ребенке годами, могут только сами воспитатели, то есть родители.
Расскажите ребенку несколько страшных, но очень похожих на окружающую жизнь сказок с плохим концом. Разрешите, не боясь показаться плохо воспитанным, не вступать в разговор с незнакомыми людьми, не отвечать на их вопросы, а если те проявляют настойчивость, убегать от них. Скажите, что не станете их за это ругать. Объясните, что говорить ласковые слова, дарить подарки, угощать сладостями, обнимать, целовать ребенка могут только очень близкие люди, а прочие — только в присутствии и с одобрения родителей. Убедите рассказывать вам обо всех подобных случаях. Очень часто дети, боясь наказания, скрывают эти факты.
Если хотите контролировать ситуацию, знать все, что происходит с вашим ребенком, научитесь говорить с ним в спокойно-доверительном, а не командно-назидательном тоне. Что бы ни услышали, постарайтесь, держа себя в руках, объяснить ошибочность его поступка, покажите, как вы тяжело переживаете по этому поводу.
Конечно, методы прямого запугивания и запретительства более действенны, но и более кратковременны. Страх перед предметом запрета постепенно забывается и вытесняется страхом наказания. В результате ребенок боится уже не самого проступка, а того, что о нем узнают.
В целях безопасности научите детей не заходить в лифт и другие замкнутые помещения с незнакомыми взрослыми людьми, не подниматься в одиночку по темным опасным лестницам, ни под каким видом не заходить в чужие квартиры и т.п. Научите открывать кодовые замки на дверях и, кстати, пользоваться лифтом самостоятельно. Не заходить в подъезд одному, если он заметил там подозрительного субъекта.
В случае, когда взрослые просят о помощи, обязуйте ребенка привлекать к помощи друзей. Или обращаться за помощью к прохожим. Это отпугнет злоумышленника.
На случай применения взрослыми физической силы научите ребенка активному сопротивлению. Именно научите, а не расскажите теоретически. Поиграйте с ним в игру «Похищение». Пусть он покричит всласть, поцарапается, покусается. Пусть потренирует свою изворотливость. Глядишь, не дай, конечно, бог, в жизни пригодится. Что касается физических действий, мышечная намять бывает надежней обычной. Одна игра — игра. Две-три — уже боевая подготовка.
Учить ли детей травмоопасным приемам — ударам в глаза, пах, горло и пр. — решать родителям. Умение жестоко драться — палка о двух концах, один из которых в отдаленном будущем может сработать как бумеранг.
Поиск пропавшего ребенка
В случае пропажи вашего малолетнего, да и не очень малолетнего ребенка немедленно (пока возможный преступник не успел далеко уйти и увлечь свою жертву) заявляйте в милицию.
Только не по телефону, а зарегистрировав ваше заявление у оперативного дежурного райотдела (отделения) милиции.
Сообщите пол, рост, вес вашего ребенка. Его особые (родинки, шрамы и пр.) приметы. Фасон и цвет одежды, в которой он ушел. Установить ее можно, осмотрев весь оставшийся детский гардероб.
Одновременно обзвоните всех родственников, спортивные секции и кружки по интересам, куда ходит ваш ребенок, всех его школьных и дворовых друзей и приятелей или их родителей. В том числе приятелей дворов, где вы жили раньше. Вряд ли он ушел куда-то совершенно один. Все равно кто-то должен знать, куда и с кем он направился.
Проверьте все детские вещи. По их отсутствию можно понять, где его искать.
Обязательно найдите все блокноты вашего ребенка с адресами и телефонами его друзей. Не забудьте проверить его компьютер, где тоже могут быть файлы с адресами.
В процессе телефонного поиска соберите команду его друзей-приятелей для осмотра игровых площадок, подвалов, чердаков, заброшенных строений и т. п. Попросите друзей вашего ребенка немедленно прийти в ваш двор, по дороге внимательно осмотрев окрестности. Мобилизуйте соседей. Своих друзей.
Но не бросайтесь на поиски спонтанно. Подготовьтесь к ним. Это займет не больше нескольких минут, а эффективность поисков увеличит многократно.
В квартире должен остаться «диспетчер на телефоне», который сможет продолжать телефонные поиски. В том числе проверку больниц, моргов, бюро несчастных случаев и пр. Имеет смысл связаться с «детскими» общественными организациями, которые смогут помочь вам дельным советом и своими связями. Кроме того, диспетчер сможет отменить розыск, если пропавший ребенок вдруг вернулся домой. Для этого отцу или человеку, который взял на себя руководство поиском, желательно иметь при себе сотовый телефон, одолжить, например, у кого-нибудь из соседей. А лучше одолжить несколько телефонов. И от пейджеров и переносных раций тоже не отказывайтесь.
В соседней квартире обязательно оставьте «диспетчера-координатора». Его задача, не занимая телефон по пустякам, отвечать на звонки поисковых групп. Если они что-то обнаружили или что-то узнали — должны позвонить из телефона-автомата и оставить подробную информацию. Только не надо просить запомнить номер телефона. Берите шариковую ручку и пишите телефон на запястьях рук!
Постоянный обмен информацией позволяет координировать действия поисковых групп, в случае необходимости концентрировать их в одном месте.
Поиски начинайте с того места, где в последний раз видели ребенка, или от места его жительства.
Раскручивайте спираль поиска, даже если милиция заверит вас, что делает все возможное. Может, делает, а может, нет... Тут лучше перестраховаться!
Не мечитесь по дворам. В поиске должна быть система и очередность. Необходимо решить, что осматривать вначале, что потом. Чтобы не проверять один и те же территории, четко распределяйте места поиска.
По ходу поисков выясняйте, кто, когда и где в последний раз видел вашего сына или дочь. Опрашивайте жителей ближайших домов. Показывайте фотографию (лучше их захватить из дома несколько). Привлекайте людей к поиску, поручая им осмотреть их дом и двор.
При масштабном поиске нужно расходиться от дома кругами. Вначале проверять дом (квартиры всех приятелей, подвал, чердак, лестницы), потом двор, потом прилегающие дома и их дворы, потом дома, расположенные за ними... Не пропуская ни одного квадратного метра площадей. И не пропуская ни одного человека, которому можно показать фотографию разыскиваемого.
Детей более взрослого возраста следует с малолетства приучить, уходя из дома, сообщать, куда, с кем и на сколько он уходит.