История кино
Учебно-методический комплекс
Тюмень
Рецензент: Т. И. Борко, доктор философских наук, профессор ТюмГУ.
История кино: учебно-методический комплекс / автор-составитель Н. П. Соколова; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий,
кафедра истории, искусствоведения и музейного дела
Оглавление
Пояснительная записка 5
Тематический план курса «История кино» 7
Тематический план курса «История кино» 8
Содержание курса 9
Конспект лекций 13
Введение. Основы киноискусства 13
Часть I. Основы теории кино 17
Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 17
1.1. Особенности языка киноискусства 17
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 28
Часть II. История кино 33
Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 33
Раздел 1. Первые шаги европейского кино 33
Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 35
Раздел 3. Начало кинематографа в России 37
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 40
Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 40
|
|
Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 44
Раздел 3. Американское кино 20-х годов 50
Тема 3. 1930-е: Опасная игра 57
Раздел 1. Золотой век Голливуда 57
Раздел 2. Европейское кино 73
Раздел 3. Веселые дни советского кино 87
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 97
Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 97
Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 110
Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 119
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 125
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 148
Тема 7. 1990-е: Возможно все 158
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 172
Библиографический список 180
Справочная литература 180
Основная литература 181
Контрольные вопросы 184
Темы рефератов 186
Приложения 188
Периоды (этапы) истории киноискусства 188
Основные этапы развития киноязыка 188
Лучшие фильмы всех времен и народов 189
Список 100 лучших фильмов 190
Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 191
Лучшие мюзиклы 193
Лучшие романтические комедии 193
Российские фильмы в Премии Академии кинематографических искусств и
наук 193 (англ. Academy Awards) «Оскар» (США) 194
Лучшие российские фильмы 1908–1957 гг. 195
Кино в Интернете 198
Журналы о кино. Кино в журналах 200
Выдающиеся историки и теоретики кино 201
Пояснительная записка
Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства.
|
|
Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История кино».
В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров.
Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий.
При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца.
Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Для студентов специальности «Народная художественная культура» и «Хореографическое искусство» курс рассчитан на 34 аудиторных часа, для студентов специальностей «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность». Курс завершается зачетом.
История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.
|
|
Тематический план курса «История кино»
Количество часов | |||
Наименование разделов и тем курса | Всего | В том числе | |
Лекции | Семинары | ||
Введение. Основы киноискусства | – | ||
Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса | – | ||
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства | – | ||
Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка | – | ||
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг. | – – – – | ||
Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино | – – – – | ||
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино | – – – – | ||
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт | – | ||
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы | – | ||
Тема 7. 1990-е: Возможно все | – | ||
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века | – | ||
Всего по курсу: | – |
Тематический план курса «История кино»
Количество часов | |||
Наименование разделов и тем курса | Всего | В том числе | |
Лекции | Семинары | ||
Введение. Основы киноискусства | – | ||
Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса | |||
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства | |||
Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка | |||
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг. | |||
Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино | |||
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино | |||
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт | |||
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы | |||
Тема 7. 1990-е: Возможно все | |||
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века | – | ||
Всего по курсу: |
|
|