Урок шестнадцатый. О том, как идущие к счастью достигают цели

– На учебных занятиях последний урок обычно ничем серьезным не загружают, отдают его на обзор и повторение пройденного, уточнения и разъяснения, – а у нас тут прямо-таки важнейшая тема: как достичь цели на дороге к счастью!

– Вас это может озадачить, но верно и то, и другое: напоследок мы в самом деле открываем важнейшую тему, однако данный материал – не что иное, как обзор и подведение итогов, уточнения и разъяснения.

Понять это легко, если вспомнить принцип голограммы, о котором мы говорили на пятом уроке. Если мы следуем этому принципу, и если позади почти вся книга, то уж конечно у нас сложилась довольно полная картина нашего предмета. И уровень нашего взаимопонимания, в сравнении с первыми уроками, красноречиво об этом свидетельтвует.

Завершающий урок и в самом деле не откроет нам ничего принципиально нового, с чем мы еще не встречались на этих страницах; но, снова окинув взглядом пройденное и уточнив отдельные его детали, мы сумеем получить руководство к действию, в котором мы так остро нуждаемся.

Как видите, рецепт счастья не похож на рецепт киселя. Скорее похож он на карту горного маршрута: хочешь – иди вперед, поднимайся вверх и увидишь новые горизонты, а не хочешь – сиди на месте. Движение к счастью – это движение свободной воли: в отсутствие свободы счастье не только невозможно, но и быстро обращается в свою противоположность. «Железной рукой загоним человечество к счастью» – такие лозунги вдохновляли узников большевицких концлагерей лишь в первые годы; позже им на смену пришли другие формулировки: «Шаг влево, шаг вправо – конвой стреляет без предупреждения».

По такой причине дорогой к счастью для нас становится не влюбленность, а только любовь. Не водоворот эмоций, гормонов, фантазий, прихотей, капризов и образов, а подвиг свободной воли: отдать себя. Иными словами, влюбленность ведет нас к бракосочетанию, брак – к любви, а любовь – к счастью.

Просвещение открывает нам эту дорогу и удерживает на ней; невежество сбивает с нее и уводит в сторону. В православном богослужении есть удивительно точный образ многомятежного невежества: вот оно-то и губит все дело. Как подтвердит любой преподаватель и вообще разумный человек, многомятежность – враг познания и губитель мудрости.

Любовь можно уподобить зданию, которое муж и жена возводят общими усилиями в течение всей своей жизни. Тогда интимные супружеские отношения становятся фундаментом – материальной основой – здания любви, а влюбленность – дощатой опалубкой для заливки бетона в фундамент и стены. Без опалубки невозможно строительство; однако доски не заменяют собой бетона! И если приостановить или вовсе сорвать строительные работы, опалубка придет в негодность, развалится на части, а вслед за нею – и недостроенный дом…

Говорят: «Любовь надо беречь». Вернее, беречь надо влюбленность, как некую хрупкую конструкцию, которую быстро, словно в сказке, возводит юность, а зрелые годы, жизненные трудности и людские грехи подвергают подчас непосильным испытаниям. Гордец и деспот, Строитель Сольнес из драмы Ибсена, негодовал на собственную страсть к юной Хильде Вангель: «Юность – это возмездие». Конечно, возмездие, – за свой нераскаянный грех. А для нормальных людей юность –это праздник радостных чувств, залог и предвидение счастья, это дар, который я должен сохранить и увековечить бетоном целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

А разве любовь не надо беречь?… Не столько беречь, как нечто нам данное извне, сколько трудиться над нею, как над плодом нашей доброй воли. По завету святых отцов, «имеешь мало любви – делай дело любви, и любовь придет».

Дома на стене должен висеть особый прибор, барометр любви, и на него надо постоянно поглядывать. Если он день за днем растет, показывает прирост любви между мужем и женой – значит, всё в порядке, мы движемся к цели. Если же барометр не меняется или начал падать – это сигнал тревоги. Надо срочно искать причину и браться за дело, исправлять жизнь, исправлять себя.


В чем причина? Почему пропадает любовь, которая представляется нам самой настоящей? Почему брак, в начале самый доподлинный, становится могилой любви?. Вот, смотрите:

Когда муж и жена соединены единственной связью, такой союз непрочен, ему не хватает постоянства. Ведь линия связи между мужем и женою ненадежна, подвержена помехам. Сегодня жена у меня в глазах прямо светится от любви и нежности, а завтра что-нибудь мне некстати возразит, я в ответ нахмурюсь, она скажет что-нибудь обидное, я – что-нибудь грубое, она расплачется, я раскричусь, она уронит на пол тарелку, я хлопну дверью так, что зеркало сорвется со стены…

Первое время из беды выручает нехитрый прием – «ночная кукушка дневную перекукует» – но и его хватает ненадолго. Половая близость и в самом деле материальный фундамент брака, но сам по себе фундамент не гарантирует целостности постройки, и к тому же он дает трещины при неправильном режиме строительства. Пусть барометр любви и поднимется снова после бури, но уже не до прежнего уровня. Я уже другими глазами смотрю на жену, и она на меня. Чуть что не так, я припомню ей тарелку, а она мне зеркало…

Где та любовь? Где та нежность? Барометр падает, падает, ночная кукушка кукует все реже и тише, а ей на смену приходят «иные интересы». Долго ли продержится этот брак? За ответом обратитесь к статистике разводов.

Впрочем, вовсе не обязательно ждать скандала и битья посуды, чтобы увидеть, как умирает брак и сам становится могилой любви. Есть множество других факторов, не столь заметных, но столь же губительных, других возбудителей смертельной болезни в организме семьи: равнодушие, невнимание, себялюбие, замкнутость, лень, заносчивость, гордость, чванство, самодовольство, упрямство, ложь, жадность, стяжательство, расточительность, зависть, вспыльчивость, сварливость, сквернословие, злопамятность, пьянство, неопрятность, невежество… Всем нам знакомый перечень грехов.

«Любовная лодка разбилась о быт» – универсальный, но бесполезный диагноз: быт абсолютно не при чем, и «перечень взаимных болей, бед и обид» в самом деле ни к чему. Они всегда есть, бытовые трудности, неприятности, слабости и грехи, свои и ближнего, – словно микробы в организме человека, возбудители различных недугов; но здоровый организм обладает иммунитетом, сопротивляется микробам и уничтожает их.


Причина нездоровья семейного организма, недостатка сопротивления злу, неспособности справиться с ним, уничтожить его, – не внешняя, а внутренняя, не в ком-то, а во мне самом. Причина эта для вас, на заключительном уроке, ясна: недостаток настоящей любви. А откуда берется настоящая любовь, вы уже тоже знаете.

В брачном союзе соединяются не двое, а трое. Третий – а скорее первый – Сам Христос. Связь между мужем и женою бывает ненадежна, подвержена помехам, но связь каждого из них с Господом – абсолютно надежна и нерушима. И в этом тройственном союзе барометр любви показывает устойчивый, непрестанный рост.

Да, случается такое, жена мне что-нибудь некстати возразит, я в ответ нахмурюсь, она скажет что-нибудь обидное… Темное облако набежит мне на сердце, и я, как всегда в трудную минуту, погляжу вверх. И увижу Христа.

Я скажу Ему тогда: «Господи, прости меня! Я позабыл, что это Твой подарок, Ты мне её подарил, чтобы я мог любить её, отдать себя ей, как Ты отдал Себя нам. Но Ты взошел на Голгофу для страданий, а мне дал брачный союз для радости и счастья, и всего-то нужно от меня, чтобы последовать Тебе в любви».

Всё это я скажу Ему, а жене покамест ничего не скажу: я всё еще хмурюсь, я всё еще недоволен, она всё еще меня обижает… Но уже слышится у меня в сердце голос Спасителя, Его ответ на мою молитву – и грубое слово намертво встает и сгорает у меня на языке, как наползающий вражеский танк, уничтоженный гранатой осмелевшего бойца. И сегодня я просто молчу, отвожу глаза, выхожу в другую комнату, и она уже не плачет, не роняет посуду, дверь не хлопает, зеркало не падает, инцидент исчерпан.

А завтра – если завтра снова случится нечто подобное – я еще скорей обращусь к Нему с молитвой и остановлю врага на дальних подступах, и вместо того, чтобы обижаться и хмуриться, подойду к жене, мягко возьму ее за руку и скажу ей: «Нет нужды меня убеждать и уговаривать, не надо со мной спорить: я просто сделаю так, как ты хочешь – потому что я тебя люблю».

Опасаетесь, что жена сядет мне на шею, превратит в «подкаблучника»? Ничего подобного: ведь и у нее такая же связь с Господом, что и у меня – значит, Он и ей поможет в точности так же остановить врага у себя в сердце и открыть дорогу любви.

Когда Бог пришел на землю и стал Человеком, Он принес с собой любовь без взаимности: Он отдал Себя нам, а мы убили Его. Но мы сегодня зовемся христианами: мы способны восстановить взаимность, ответить любовью на любовь. Наша верность Христу, наша любовь к Нему, становится залогом и средством взаимной любви и верности в браке.

Вот и растет барометр день ото дня, и поступает крепчайший бетон в здание супружеской любви, и выходит, что к серебряной свадьбе ночная кукушка не только не стихает, но поёт сильнее и радостнее, чем в молодости. Потому что и в интимной супружеской жизни действует всё тот же принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве. Есть много семей, где действует такой закон, и после долгих лет брака простой телефонный звонок жены вызывает у мужа то же чувство, что и в медовый месяц. Так же и у жены к мужу… Но об этом они говорят только друг с другом.

– На уроках любви я узнал многое… Только вот беда: отнюдь не уверен, что смогу применить это знание в жизни. Ведь всё это касается одних христиан, кто принял Бога в свой брачный союз. А что же делать нам, обычным людям?

– Христиане – самые обычные люди. С этого следовало бы начать разговор, но это уже скорее относится к урокам христианства, чем урокам любви… Знаменитый древний памятник, «Послание к Диогнету», содержит такую характеристику христиан, которая, разумеется, остается в полной силе до настоящего времени:

«Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей».

Но сомнение ваше следует отвергнуть совсем по другой причине. Если бы «Уроки любви» относились к одним христианам, то они были бы бесполезными, а нарисованная картина – лживой.

К сожалению, в такую ловушку нередко попадаются защитники христианской морали. Люди их читают, слушают, кивают головами, а потом кто-нибудь злорадно заметит: «Интересно, интересно! Недаром в церквах у вас столько сомнительных типов разного сорта – не говоря уже просто о разбитых семьях, несчастных мужьях, женах и детях, – а в нехристианской среде столько образцовых браков, кристально честных, самоотверженных, добрых людей. Король-то, видать, голый!…»

Бог один. Не все Его знают, не все в Него верят, не все Его любят – это факт. Но Он знает всех и любит всех. Все мы и вся вселенная – Его творение; за каждого из нас Он пролил Свою Кровь на Кресте. Свою благодать – то есть дар – Он раздает всем, но не все принимают его сознательно и полностью. Некоторые же сознательно отвергают.

По слову Апостола, мы «…уповаем на живого Бога, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4:10). Почему «наипаче верных»? Несправедливость? – Господь Бог посылает благодатный дождь на поля всех земледельцев без различия, но урожай будет у всех разный; и если мы заметим, что Он питает всех, а наипаче трудолюбивых и умелых, думается мне, мы и здесь не увидим ни тени несправедливости.

Христос присутствует в каждом брачном союзе – как присутствует Он в каждом добром деле. Те, кто не знает о Его присутствии, могут быть замечательными людьми и образцовыми супругами, потому что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:15), но сердце-то наше – весьма ненадежное хранилище. Сегодня в сердце одно, завтра другое. «…Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15:19-20).

Спросите у такого образцового супруга: «Почему ты не изменяешь жене?» – он с возмущением ответит: «Я порядочный человек!» – и будет прав. Но откуда порядок? Какой в нем смысл и прок? И не пора ли его немного подновить, подправить?… И если наш порядочный человек далек от Христа, от Его Святой Церкви, то такие «наивные» вопросы – которым, собственно, и посвящена была изрядная доля нашего учебного времени – вызовут у него сомнения, смущение и тоску. Особенно если в сердце, где он привык держать «дело закона», его вдруг ужалило какое-нибудь «влеченье, род недуга».

…А правильным будет противоположное суждение: подлинный брак, супружеская любовь – этим путем счастья и радости на земле люди движутся к Небу; те, кто прежде не знал Христа, узнав настоящую любовь в браке, знакомятся с Ним и учатся любить Его; достигая успеха в строительстве своей малой Церкви – семьи, они открывают себе двери в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

…Приоткрывается небо

– И всё же, разве могут быть одни и те же «Уроки любви» для верующих и для неверующих? Вы, конечно, постарались найти общий язык со всеми, но в результате уклонились в модернизм. Где же здесь у вас самое главное в христианском браке – повиновение жены мужу?

– Прежде всего вспомним: нет людей неверующих. Одни верят, что Бог есть, другие – что Его нет, и ни то, ни другое утверждение не поддается формальному доказательству… Стало быть, наша задача состоит именно в том, чтобы искать и находить общий язык со всеми и говорить на этом общем языке о том, что всех волнует и интересует. Если нам это удалось на «Уроках любви» – возблагодарим Господа.

Что же касается вашего замечания, то неужели мы и вправду упустили самое главное в христианском браке? Если так, на нас лежала бы серьезная вина. Давайте поэтому снова послушаем Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Алексия. На Епархиальном собрании г. Москвы он счел нужным определить брак как «установленный и благословенный Богом союз между мужчиной и женщиной в их свободном совместном избрании и взаимной любви», как «таинство нахождения общего счастья в жертвенной любви между супругами». О повиновении речь не шла…

Позаботился Святейший и о вашем опасении «модернизма», сославшись в своем докладе на величайшего из православных авторитетов IV века. Он-то, собственно, и помог нарисовать нашу картину супружеской жизни:

«Соединенные брачным союзом супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. “Супружество, – пишет святитель Григорий Богослов, – более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему… Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога”».

Но надо всё же ответить на ваш вопрос о повиновении жены мужу. Ведь отрывок из Св. Писания, где о нем идет речь, мы читаем всякий раз при совершении Таинства брака – значит, он несет в себе нечто очень важное для молодых супругов (да и не только для молодых!) Вопрос этот потребует от нас чуть больше внимания, тем более, что это последний вопрос на наших уроках любви… Суть дела, разумеется, хорошо известна, но самый лучший ответ дал о. Эндрью Филлипс, русский православный священник из Англии:

«“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”(Еф. 5:22-25).

Многие удивляются, даже возмущаются, когда слышат эти строки из Послания к Ефесянам во время бракосочетания. Сама идея послушания жены мужу кажется сегодня неприемлемой. В сознании у многих она, вероятно ассоциируются с пугалом, нарисованным на знамени феминизма: муж-тиран, деспот, угнетатель и мучитель, силой подчиняет себе несчастную жену, которая обязана повиноваться ему во что бы то ни стало… Но такой стереотип не имеет решительно ничего общего со словами Апостола Павла. Давайте повнимательнее разберем их смысл.

В чем состоит духовная, аскетическая цель брака? – В том, чтобы хоть в малой мере восстановить в семье ту райскую жизнь, которой наслаждались Адам и Ева в раю до грехопадения. И чтобы понять эту цель, нам прежде всего надо иметь в виду, что именно привело их к падению и потере благодати.

Евы согрешила непослушанием, непослушанием Господу в результате лести Змея, которая вызвала в ней гордость и тщеславие. Но и Адам также согрешил себялюбием и гордостью. Во-первых, он не заботился о своей жене, дал возможность Змею соблазнить ее на грех. Во-вторых, он согрешил, поддавшись на предложение Евы вкусить от запретного плода. И в-третьих, когда Господь обратился к Адаму, тот обвинил во всем Еву. Иными словами, Адамов грех состоял в неспособности пожертвовать собой ради жены. Сначала он не сумел оградить ее от Змея и его соблазна, затем сам поддался соблазну, и наконец, вместо того, чтобы смиренно принять на себя вину и защитить ту, за кого он отвечал перед Богом, Адам стал перекладывать на нее ответственность.

Наказание, возложенное на них обоих, в духовном смысле точно соответствовало вине каждого. Адаму предстояло трудиться «в поте лица своего», жертвуя собой для пропитания, смиряясь и каясь в себялюбии, из-за которого он не защитил жену от греха. А Еве – в страданиях рождать детей, смиряясь и каясь в тщеславии, из-за которого она поддалась на соблазн Змея.

Таким образом, можно двигаться к первоначальному состоянию Адама и Евы путем покаяния, если муж и жена станут развивать в себе добродетели, противоположные грехам, в которые они когда-то впали. Чтобы превозмочь свое непослушание, жена должна повиноваться мужу. Чтобы превозмочь свое себялюбие, безответственность и невнимание, муж должен жертвовать собой ради жены. Так восстанавливается райская жизнь. И недаром Апостол Павел сравнивает супружество с отношениями между Христом и Церковью: Церковь подчиняется Христу, своей Главе, а Христос отдает Себя в жертву за Церковь, даже до смерти – и «тайна сия велика» (Еф. 5:32).

* * *

Найдется ли жена, которая не станет слушаться мужа, готового пожертвовать всем ради нее, даже жизнью, как Спаситель на кресте? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Жена не станет слушаться мужа, если он не любит ее, и если муж ищет послушания, но не имеет любви, то он недостоин послушания. Ведь послушание любящему – не принуждение, а свобода, поскольку без свободы нет любви.

Итак, если жена послушна мужу, а муж с любовью жертвует собой ради жены, возникает возможность вернуть себе крупицы Эдемского сада. Таков аскетический путь брака, ведущий его к цели. И когда мужчина преодолевает свое себялюбие, а женщина – свое тщеславие, им в браке снова приоткрывается небо».

Еще несколько слов на прощание

Путь к счастью непрост, требует немалых усилий: это в самом деле аскетический путь. Но даже самые энергичные усилия будут бесполезны, если они направлены мимо цели. Уроки любви должны помочь нам выйти на цель – отбросить ложь, найти истину.

И мы с вами убедились: есть нечто в нашей душе, что мешает движению к цели, что требует лечения или удаления, как раковая опухоль или камень. Это «нечто» имеет простое название: грех. Свобода от греха дает возможность двигаться к цели.

Счастье, в конце концов, это тоже не цель, а средство. Цель же всей нашей земной жизни весьма точно определяется последним словом на нашем последнем уроке. Что стоит за ним, какая реальность? Вовсе не из любопытства мы стремимся заглянуть в неё: нам надо взять верное направление на жизненном пути.

Никто точно не знает, – да и в принципе не может знать, – что именно произойдет с нами по завершении земной жизни, но некоторые надежные прогнозы всё же можно сделать. Когда самолет летит между низко нависшими тучами и близкой землею, будущее легко предсказать по изменению показаний альтиметра, и для этого вовсе не нужен никакой сверхъестественный дар. Если машина идет на подъем, то мы скоро прорвемся сквозь облачность и увидим глубокую неземную синеву небесного свода; если же она теряет высоту, все быстрей и быстрей опускается вниз, то… продолжать ни к чему.

Однако, переходя от аналогии к реальности, мы наталкиваемся на серьезное препятствие: стоит только начать измерять, или хотя бы оценивать, «высоту своего полета», как мы тотчас же попадаем под смертоносный огонь противника. Снаряды под названием гордость, заносчивость, зависть, высокомерие, тщеславие, эгоизм, самодовольство и многие другие преграждают нам путь ввысь и безнадежно выводят из строя нашу машину, сиречь душу: альтиметр всё еще показывает поднебесную высоту, а падение уже неудержимо.

Поэтому на жизненном пути мы не спрашиваем про высоту своего полета. Вместо нее мы держим курс по барометру любви.

* * *

Выходя из аудитории, задержимся взглядом на еще одном изречении; оно хорошо знакомо многим из нас, но почему-то не пользуется популярностью в обществе. А между тем его стоит вспоминать почаще: тогда и уроки любви пойдут нам впрок. Как, впрочем, и вся наша земная жизнь.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто».

(1Кор. 13:1-2)

Литература

Урок первый

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Кн. А И. Васильчиков. Несколько слов о кончине М. Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н. Мартыновым. "Русский Архив", 1872, № 1.

И.А. Бунин. Стихотворения.

Урок второй

Свт. Григорий Палама. Триады II, часть 2.

А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург.

В.В. Маяковский. Поэмы.

Crowds go ape over ‘humans’ zoo exhibit. The Associated Press, Aug. 26, 2006.

Урок третий

Fr. James Thornton. Samoan Sex Scam. The New American, May 24, 1999

Урок четвертый

Патриарх Алексий II. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2004 г.

А.С. Пушкин. Стихотворения.

В.В. Маяковский. Поэмы.

Архиеп. Нафанаил (Львов). О Святой Библии.

Урок пятый

Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви.

Митрополит Антоний Киевский и Галицкий. Нравственное учение Православной Церкви. Н.-Й., 1967.

Урок шестой

Н.С. Гумилев. Стихотворения.

Fr. James Thornton. The Crime of the Century. The New American, Jan. 4, 1999.

Dr. Judith Reisman. Fighting the Kinsey Fraud. The New American, May 24, 1999.

Roger D. McGrath. "Crime Control in the Old West".American Guardian, Nov./Dec., 1997.

Ed Vitagliano. "Homosxuality and Child Molestation". AFA Journal, June 1999.

City Sued over Sex Change in Police Department. Star Tribune, Minneapolis, Jan. 21, 1999 г.

W. J. Jasper. Cal State's Paedophile Confab. The New American, Aug. 30, 1999.

И.А. Крылов. Басни.

Урок седьмой

Монах Максиан (Архангельский)."Тайна христианской любви и брака. М., "Компания Спутник+", 2005.

Диакон А. Кураев. Вызов экуменизма.

Протопр. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Джорданвилл, Н.-Й., 1963

Бенедикт XVI. Deus Caritas Est. Рим, 25 декабря 2006 г.

John A. Stormer. None Dare Call It Education. Liberty Bell, Florissant, MO, 1998.

Е. Тростниковa. Подлинные и мнимые тайны христианского брака. Церковный вестник, № 1-2, январь 2006.

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Хомяков. Церковь Одна.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.

Прот. Николай Балашов. И сотворил Бог мужчину и женщину. М., 2001.

Урок восьмой

Патриарх Алексий II. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 21 декабря 2006 г.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.

Каноны, или Книга Правил, свв. Апостолов, Соборов Вселенских и поместных, и свв. Отцов.

Monogamy. Jewish Encyclopaedia. Funk & Wagnalls, 1905.

Св. Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, 141.

Урок девятый

А. Паперно. Пережитое, т. 3. СПБ, 1911.

Л.Н. Толстой. Анна Каренина.

А.С. Пушкин. Драматические произведения. Евгений Онегин.

А.И. Куприн. Повести и рассказы.

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

А.С. Пушкин. Письма 1825 г. Стихотворения.

А.П. Чехов. Рассказы.

Тертуллиан. Апологетик, гл. 33.

Эрих Фромм. Искусство любви. Минск, 1991.

В.С. Соловьев. Любовь. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. «Адепт», 2002.

Урок десятый

Свящ. Анатолий Гармаев. Психопатический круг в семье. М., Братство св. Ап. Иоанна Богослова, 2000.

Старец Паисий Святогорец. Мысли о семье христианской. М., «Благовест», 2001.

Н.Е. Пестов. Пути к совершенной радости. Сущность и цели брака. М., «Аксиос», 2002.

Свящ. Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных.

Определения Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание Священного Синода 28-29 декабря 1998 г.

Патриарх Алексий II. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 25 декабря 2003 г.

Мон. Евстолия (Егорова). Россия – Афон. Слово Утешения, №11, 2006.

Ф.М. Достоевский. Идиот. Братья Карамазовы.

Н. Заболоцкий. Стихотворения.

Что необходимо знать каждой девочке, или доверительные беседы о самом важном. М., 1998.

А.С. Пушкин. Стихотворения.

Урок одиннадцатый

Платон. Федр.

Архиеп. Александр Костромской и Галичский и др. Учение священника Анатолия Гармаева: педагогическая новация, ошибка или заблуждение? «Смоленск Православный», 2006.

Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1, 2. М., 2002.

Князь Отто фон Бисмарк. Воспоминания, мемуары. Т. 1. М., 2001.

Прот. Е. Попов. Нравственное богословие для мирян, в 2-х частях. СПБ, 1901.

А.С. Пушкин. Письма, 1831 г., 1834 г.

Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Н.С. Лесков. Повести.

Платон. Пир.

Урок двенадцатый

А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Стихотворения.

А.И. Куприн. Повести и рассказы.

Архиеп. Нафанаил (Львов). Если бы не было революции.

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2. М., 1994.

И.С. Тургенев. Фауст.

Урок тринадцатый

Проф. прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. Электронное издание. "Воскресение", М., 1991.

Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. М., 2000

А.И. Осипов. Основное богословие. М., 1994

Тростников В. Н. Мысли перед рассветом. YMCA-Press, 1980.

Freud, S. Complete Psychological Works. Hogarth Press, 1953-1974, vol. 14.

Архиеп. Нафанаил. Беседы о св. Писании и вере, т. 5 Russian Orthodox Youth Comm.,1995.

Masson J. M. The Assault on Truth. Pocket Books, 1984.

А. Блок. Стихотворения.

Прот. Максим Козлов. Последняя крепость.

Олдас Хаксли. Отважный Новый Мир.

Armstrong, L. Rocking the Craddle of Sexual Politics. Addison-Wesley, 1994.

Torrey E. F. Freudian Fraud. Harper Collins, 1992.

Bennett, W. J. The Index of leading Cultural Indicators. Simon & Schuster, 1994.

Feder, D. Gross shoots, point blank at public education. Jewish World Review, Sep. 7, 1999.

Урок четырнадцатый

Данте Алигьери. Божественная Комедия. Ад.

А.И. Герцен. Былое и думы. Часть пятая.

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Часть I, гл. V

Tristan and Isolde. Encyclopaedia Britannica, 2000.

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть I, книга III, гл. III

А.А. Блок. Стихотворения.

И.А. Бродский. Стихотворения.

А.С. Пушкин. Стихотворения.

Почаевский листок. Телегония – наука о девственности.

А.Г. Близнюченко. Телегония: мифы и реальность. Полтавская Государственная Аграрная Академия. Полтава, 2002.

Г. Муравник. «Феномен телегонии»: цитаты с комментариями и размышлениями. Христианство и наука. Международные Рождественские образовательные чтения. М., 2005.

Урок пятнадцатый

American Pregnancy Association. http://www.americanpregnancy.org/

Уролог.ру. Все о мужском здоровье.

Свт. Иоанн Златоуст. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Чем отличается православная вера от западных исповеданий. Нравственное учение Православной Церкви. Нью-Йорк, 1967.

Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издательство Московской Патриархии, М., 2001.

Диакон А. Кураев. Ответы молодым.

Преп. Симеон Новый Богослов. Сто глав богословских и практических.

Доклад Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, о монастырской жизни. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года

Урок шестнадцатый

Минея, Октябрь, 21-е. Служба прп. Илариону Великому.

Генрик Ибсен. Строитель Сольнес.

В. Маяковский. Стихотворения.

Послание к Диогнету, 5.

Патриарх Алексий II. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 21 декабря 2006 г.

Rev. Fr. Andrew Phillips. A Great Mystery. http://www.OrthodoxEngland.org.uk.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: