ПОЛОЖЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА
В XIII-XIV вв. И ЖАКЕРИЯ
План
1. Характеристика источников.
2. Положение сервов.
3. Положение виллан.
4. Освобождение от серважа, образование новых форм держаний.
5. Предпосылки восстания.
6. Вооружение крестьян и их методы ведения боя.
7. Степень организованности и уровень сознательности восставших крестьян.
8. Взаимоотношения между восставшими крестьянами и горожанами.
1. СЕРВЫ
ИЗ «КУТЮМ БОВЭЗИ» БОМАНУАРА
§ 1452.... Есть много состояний серважа. Ибо одни из сервов так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле — за вину или без вины — и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их серваж. И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движимое и недвижимое — переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [серв] умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, и дети серва ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности носят у сервов Бовэзи название «мертвой руки» и «брачного». О других видах серважа в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.
|
|
§ 1457. Наши обычаи более мягки (courtoise) по отношению к сервам, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих сервов, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо, при условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору «брачное» [формарьяж], за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его серв поселился Б таком месте, он может получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного дня притязание как на своего серва....Множество сервов, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получило свободу.
ГРАМОТА ФИЛИППА II, КОРОЛЯ ФРАНКОВ (1220 г.)
Филипп, божией милостью король франков, всем бальи и прево[1] своим, кои получат настоящую грамоту, привет. Предписываем вам людей Абонвиля, Буавиля и Жерминьовиля, не желающих подчиняться возлюбленному и верному нашему аббату св. Петра Шартрского...схватывать для удовлетворения законных его притязаний, где бы вы их ни нашли, за исключением кладбищ, церквей и святых мест; и держать их под крепкою стражею и не освобождать иначе как по воле названного аббата. Дано в Париже, в год от воплощения господа 1220, в ноябре месяце.