Доминантовый органный пункт начинается, как правило, на тяжелой доле такта каким-либо аккордом доминантовой функции (V7, V, V9); в расширении каданса — нередко кадансовым квартсекстаккордом (который справедливо трактуется как аккорд-задержание к доминанте: V6-5 4-3» однако, в особенности на доминантовой педали, может приобретать и полифункциональное звучание:
см. заключительный каданс этюда Шопена As-dur ор. 25 № 1). В предыктовых педалях (связующие партии, окончания разработок, возвращения к главной теме в формах рондо и в трехчастных с переходами) вводящий К46 нехарактерен.
Гармония на доминантовой педали в мажорном ладу — аккорды диатоники, мажоро-минорной системы (нIII, нVI, нVII, общая минорная окраска с разрешением в мажор после органного пункта), неаполитанская гармония (образующая эффектный тритон к звуку доминанты в басу), всевозможные отклонения к гармониям диатоники и мажоро-минорной системы, побочные доминанты, другие субсистемные связи; так как смысл доминантового органного пункта — нагнетание тонально-функционального напряжения, то резкость аккордовых сочетаний и полигармонических расслоений может достигать значительной степени. Например, в «Пляске мужчин» из II акта «Князя Игоря» Бородина (такты 12-9 до общей репризы хора «Улетай» на органном пункте доминанты A-dur) побочная субдоминанта ко II низкой дает сочетание E-es—b-cisl—gl с разрешением в E-d-b-d 1 -f 1.
|
|
Гармония на доминантовой педали в миноре — различные аккорды диатоники, неаполитанская гармония, отклонения в субдоминанту IV ступени (в частности, вводный к субдоминанте с разрешением в неаполитанский), в доминанту V ступени, в VI ступень; изредка — более отдаленные гармонии, в частности и миноро-мажорной системы.