Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; картинка с изображением зонта; карточки к упражнениям «Раскрась зонтик», «Найди фигуру, поставь знак» (по количеству детей); индивидуальные наборы сюжетных картинок для составления рассказа «Букет для мамы»; тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу комплименты, затем садятся за столы.
²— Ребята, какое сейчас время года? — Назовите осенние месяцы. — Какой осенний месяц самый теплый? — Правильно. Сентябрь называют первоосенье. Он соединяет лето с осенью. Как вы думаете, какой осенний месяц называется предзимье? — Почему? — Верно, ноябрь соединяет осень с зимой. А сейчас какой месяц? — Правильно, октябрь - середина осени. Почему про октябрь говорят, что он покрывает землю где листком, где снежком? — Октябрь отличается резкой сменой погод — то теплом повеет, то снегопад начнется. Давайте подберем к осени подходящие слова. Скажите, осень какая? — Осеннее небо какое? — Осенний ветер какой? — Лужи какие? —Почему осенью много луж? — Какой предмет помогает людям укрыться от дождя? — Верно. Посмотрите на картинку. | — Осень. — Сентябрь, октябрь, ноябрь. — Сентябрь. — Ноябрь. — Он перед зимой... Когда закончится ноябрь, наступит зима. — Октябрь. — В октябре с деревьев опадают листья и иногда идет снег. —Осень — красивая, щедрая, холодная, золотая, дождливая... — Серое, хмурое, облачное... — Холодный, резкий, сильный, мокрый... — Большие, глубокие, холодные, грязные... — Потому что часто идет дождь. — Зонт. |
² Психолог прикрепляет к магнитной доске изображение зонта. | |
— Этот зонт разноцветный. Вы запоминайте, как он раскрашен, а я каждому из вас дам картинку, где тоже нарисован зонтик. | |
Психолог раздает детям карточки к упражнению «Раскрась зонтик». Затем переворачивает или снимает изображение разноцветного зонта и просит детей по памяти раскрасить зонтики, нарисованные на карточках. Дети выполняют задание, потом сверяют свою работу с образцом. | |
— Молодцы, ребята! Хорошие зонтики у вас получились. Такие зонтики смогут укрыть от сильного дождя. Обведите пунктирные линии — нарисуйте дождь. ²— Ребята, сейчас я буду называть разные слова, а вы думайте и отвечайте, каким одним словом можно назвать целую группу слов. — Красный, желтый, зеленый, фиолетовый... Что это? — Кукла, кубики, юла, мяч... — Береза, липа, дуб, осина... — Плюс, минус, равно, больше, меньше... — Круг, треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник, овал. | —Цвета. —Игрушки. —Деревья. —Знаки (математические). —Фигуры (геометрические). |
² Психолог раздает карточки к упражнению «Найди фигуру, поставь знак». | |
— Возьмите из тарелочек простые карандаши. В каждом прямоугольнике поставьте знак «—», а в каждом квадрате — знак «+». | |
Перед выполнением задания психолог может обратить внимание детей на отличительную особенность квадрата. | |
— Посчитайте, сколько раз вы использовали знак «минус». — А сколько раз вы использовали знак «плюс»? — Каких фигур больше - квадратов или прямоугольников? — Правильно. Молодцы! ²— Послушайте стихотворную задачку и дайте верный ответ. —На диване у Танюшки Примостилися игрушки: Пять матрешек, Буратино И веселый Чиполлино. Помоги Танюшке сосчитать игрушки. | —Десять раз. —Девять раз. —Прямоугольников. — Семь игрушек. |
² Психолог раздает детям наборы сюжетных картинок «Букет для мамы» (автор Е.Алифанова). Дети рассматривают картинки, располагают их в нужной последовательности и составляют рассказ по серии сюжетных картинок. Психолог задает детям дополнительные вопросы: «Как вы думаете, обрадовалась ли мама букету?», «Любит ли мальчик свою маму?» и т.д. | |
— Ребята, подберите ласковые слова для своих мам. Скажите, какая у вас мама. | — Добрая, красивая, молодая, отзывчивая, внимательная, высокая, честная, умная, щедрая... |
²— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста», Встаньте в круг. | |
Дети стоят по кругу и выполняют команду психолога, если она сопровождается словом «пожалуйста». Например, «Повернитесь налево, пожалуйста» и т. д. Игра проводится в течение 3-4 минут. | |
²— Вот и подходит к концу наше занятие. Расскажите игрушке, чем мы сегодня занимались. | |
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями. | |
— Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова. | |
Звучит музыка. Дети и психолог свободно передвигаются по кабинету, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга и говорят комплименты. | |
— До свидания. Я вами горжусь! |
|
|
|
|