Прежде чем пытаться самим выяснить смысл формулы «две природы в одной Личности», рассмотрим некоторые другие попытки понимания этого соединения, предпринятые после Халкидонского собора. Прежде чем выдвигать собственное истолкование, поучительно исследовать разного рода стратегические подходы к решению этого вопроса. Здесь опять же важное значение для нас будет иметь вердикт истории. Показательны четыре попытки: 1) идея, что человек Иисус стал Богом (адопцианство); 2) идея, что божественное Существо, Бог, облеклось не в конкретную человеческую личность с ее индивидуальными чертами, а в безличную человеческую природу (внеипостасная христология); 3) идея, что второе Лицо Троицы
Philip Schaff, The Creeds of Christendom (New York: Harper and Brothers, 1919), vol. 2, p. 62 [перевод халкидонского вероопределения дается по книге: А.В.Карташев, Вселенские соборы. М., «Республика». С. 273].
шипи ^ч. |_,цинство личности Христа •;• 623
сменило Свою божественную природу на человеческую (кенотизм) и 4) идея, что воплощение означало присутствие силы Божьей в человеке (учение о динамическом воплощении).