Этимология и другие аспекты слова «тхелет» в контексте еврейской традиции

Тхелет – древний краситель, известный также как библейский голубой, имеет большое сакральное значение в иудаизме. Во-первых, существует заповедь вплетать голубую нить (птиль тхелет) в кисти цицит, во-вторых из окрашенной в тхелет шерсти также делалась голубая накидка превосвященника и другие элементы облачения, тхелет участвовал также в создании храмовой утвари.[1]

С течением времени тхелет был утерян, и до сих пор предпринимаются попытки его восстановить. Это достаточно проблематично, так как сведения о тхелете отрывочны и неясны. Тхелет упоминается в множество раз в Танахе и Талмуде, но для нас особо важны некоторые источники:

1. Шма Исраэль. Чис.15:38-39. «Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую кисть-цицит лазурную нить (птиль тхелет).»

2. Иез.27:7: «голубого (тхелет) и пурпурового (аргаман) цвета ткани с островов Елисы (Эллис)».

3. Талмуд (Менахот). Это самый обширный источник, однако и самый поздний. Говориться, что источником красителя является хилазон (моллюск), цвет его крови как море, по форме он как рыба, выходит раз 70 лет, кровь его используется для тхелет, он очень дорог.

В установлении аутентичности тхелета существует ряд проблем: какой конкретно моллюска это был, какой цвет точно получался, откуда моллюск происходил?

Есть две основные теории: Теория Мюрекса и Теория Янтины.

Теория Мюрекса[2] имеет много сторонников. Из мюрекса можно выделять и пурпурный краситель и голубой краситель, обитает он в Средиземном море, но не соответвует критериям Талмуда о «голубой крови». Получаемая из мюрекса масса имеет прозрачный цвет, и лишь при помощи ферментации превращается в краситель. Цвет может колебаться от пурпурно-фиолоетвого к синему.

Рис.1 Возможные оттенки тхелета.

Теория Янтины разрабатывалась равом Ицхаком Герцогом.[3] В Средиземном море также обитает моллюск вида Янтина, уже сам по себе он имеет голубой цвет, и изредка выбрасывается морем на сушу. Янтина дает чисто голубой цвет, без примеси фиолетового. Теории Янтины есть возможно исторически-лингвистические подтверждения.

Рис 2. Янтина.

1. В тексте Торы аргаман и тхелет четко разделены синтаксически и производят впечатление двух разных понятий. Возможно, это является подтверждением того, что и источник этих красителей разный.

2. По мнению Герцога, тхелет имеет чрезвычайно древнее происхождение. Корень слова может восходить к санскриту. (На санскрите голубой (синий) – «нила»), этот же корень встречается в названии растения кала-илан (кала-илан может переводиться как светло-синий)[4], растительного синего красителя (возможно, индийская индигосфера), против которого мудрецы предостерегали, так с помощью него можно было подделать тхелет.

3. Острова Еллисы. Точно определить их географию трудно. Ясно, что корень слова восходит к самоназванию «эллины». Возможно, это был Крит, на котором как раз между 593 и 571 годами, когда происходит действие книги пророка Йехезкеля, прослежеваятся греческое влияние. И как раз вокруг Крита обитает Янтина. Также это может быть район Трои - Hilias в переводе с древнегреческого "Троянская область", что могло перейти на название моллюска.[5]

Таким образом, до сих пор не удается выяснить с абсолютной точностью выяснить, что же представлял из себя хилазон. Большинство ученых согласны лишь во мнении, что краситель был именно голубым. (В эллинистических переводах тхелет кстати идентифицировался с гиацинтом). Поэтому кисти цицит продолжают оставаться бесцветными

Источники и литература.

1. Singer, Mendel. Journal of Halacha and Contemporary Society. «Understanding the Critria for the Chilazon», 2001

2. Рав Элиагу Тавгер. Мир Торы. «Тхелет в поисках утраченного» http://toldot.ru/tora/articles/articles_322.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: