по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов
специальности «Филология»
специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении»
Рабочую программу осуществляют: Лекции: канд. фил. наук, доцент Будько Е.А. Практические занятия: канд. фил. наук, доцент Будько Е.А. | Учебных часов: 93 Лекций – 10 Семинарских – 26 Самостоятельная работа студентов – 49, в том числе 2 ч КСР Зачет – 7 семестр |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материала (кол-во часов) | Межпредметные связи | Наглядные пособия | Задания по самостоятель-ной работе | Кол-во часов | Формы контроля | |
лекции | семина-ры | |||||||
1. | Текст как объект лингвистического анализа.Лингвистический анализ текста как особая область научного знания и его предпосылки. Цели, задачи, предмет и объект лингвистического анализа текста. Основные аспекты изучения текста. Проблема определения текста как объекта лингвистического анализа. Текст в системе языковых уровней. Уровни текста. Единицы текста и анализа текста. Основные категории и свойства текста. Типы текстов. | Современный русский язык, стилистика, риторика | Тексты художест-венных произведе-ний | Комплексный анализ текстовых категорий на материале предложенного худ.текста, изучение гл.1 «Научные основы лингвистичес-кого анализа худ.текста» в кн. Н,М,Шанского «ЛАХТ» | Проверка конспек-тов, тестирование, сообщения на занятиях | |||
2. | Экстралингвистические параметры анализа текста. Текст и культура. Текст и общество. Текст и эпоха. Экстралингвистически обусловленные категории текстов. Интертекстуальность, диалогичность, социологичность. Внетекстовые пресуппозиции: время создания литературно-художественного произведения, историко-культурная информация, связанная с именем автора, личность и судьба автора и др. Жанрово-стилевая организация текста. Функционально-стилевая дифференциация текстов. Классификация и типология текстов. Теория речевых актов и речевых жанров применительно к анализу художественного текста. Текстовые функции речевых актов и первичных речевых жанров. Вторичные (сложные) речевые жанры. | Современный русский язык, история зарубежной литературы, история русской литературы, теория литературы, социология | Тексты художест-венных произведе-ний | Подбор и анализ микротекстов из разных источников (кино, реклама, речи политических деятелей, худ.л-ра) | Собеседо-вание | |||
3. | Семантическое пространство текста и его анализ. Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста. Структура семантического пространства. Типы информации, выражаемой в тексте. Концептуальное пространство художественного текста. Роль заголовка, названий частей целого текста. Эпиграф в тексте. Набор ключевых слов. Понятия «концепт» и «концептосфера». Концептуальный анализ. Базовый концепт текста и его концептосфера. Денотативное пространство текста. Понятие денотативного пространства текста и его структуры. Тема текста и ее семантическое развертывание, набор микротем, их отношения в тексте, событийная и пропозициональная структура текста, художественное время и средства его создания, художественное пространство и текстовые способы его воплощения. Эмотивное пространство текста. Понятие эмотивного пространства текста и его макроструктуры. Эмотивно-психологические смыслы в структуре образов персонажей. Эмотивные смыслы в структуре образа автора. Эмоционально-оценочная позиция автора художественного текста и средства ее выражения. Эмоциональная тональность текста и средства ее создания | Теория литературы, психология, история русской литературы, стилистика | Схемы анализа концептуального, денотативного, эмотивного пространств текста | Анализ концептуаль-ного, эмотивного, денотативного пространств указанных текстов, выполнение упражнений, изучение гл.2 «По страницам худ.произведе-ний» В кн. Н.М.Шанского «ЛАХТ» | Собеседо-вание, сообщения на пр.зан., проверка конспек-тов | |||
4. | Структурная организация текста. Членимость текста. Объемно-прагматическое (том, раздел, глава и др.), структурно-смысловое членение (ССЦ), контекстно-вариативное (авторская речь, чужая речь) членение текста Связность текста. Понятие связности текста. Текстообразующие логико-семантические (полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы) грамматические(согласование грамматической семантики глаголов, употребление деепричастных оборотов, синтаксический параллелизм, неполнота синтаксических конструкций) и прагматические (ассоциативные связи, Образные связи) связи | Лингвистика текста, теория литературы | Схема анализа членимости текста, схема анализа связности текста | Структурно-смысловой анализ предложенного текста, изучение гл. 2 в кн. Н.М.Шанского | Собеседо-вание, сообщения на пр.зан., проверка конспек-тов | |||
5. | Коммуникативная организация текста. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов: репродуктивный, информативный, генеритивный, волюнтивный, реактивный Основные типы текстовых тема-рематических структур. Типы рематических доминант: предметная доминанта, статальная, динамическая, качественная, импрессивная, комбинированная. | Лингвистика текста, теория литературы, современный русский язык | Схема анализа коммуника-тивной орг-ции текста | Характеристика стихотворных произведений в свете теории актуального членения | Проверка конспек-тов |
6. | Роль доминирующих текстовых средств в формировании текста.Понятие текстовой доминанты. Языковые средства актуализации содержания текста. Речевая структура художественного текста Функционирование фонетических, словообразовательных, лексических и синтаксических единиц | Современный русский язык | Схема анализа речевой структуры художественного текста | Изучение гл.3 «Язык художествен-ного произведения» в кн. Н.М.Шанского | Тестирование | |||
7. | Паралингвистические средства художественного текста Функциональные типы поэтической графики. Дикция. Интонационные особенности. Поэтический ритм. Анализ паралингвистических средств художественного текста. | Теория литературы, стилистика, современный русский язык | Схема анализа паралингвистических средств худ.текста | Изучение гл.4 «Анализ целого художественного текста», анализ формально-речевой гармонии художествен-ного текста | Тестирование, сообщения на занятии |
Основная литература
|
|
|
|
5.Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учеб. для вузов/ Л.Г. Бабенко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с. - МОРФ
|
|
6.Николина, Н.А.Филологический анализ текста: учеб. пособие/ Н.А. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
7.Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Болотнова Н. С. — М.: Флинта, 2009.— 520 с. — ().— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online".— ISBN 978-5-9765-0053-2.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/83071/
8. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Николина Н. А. — М.: Флинта, 2011.— 424 с. Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online".— ISBN 978-5-89349-336-8.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/94997/>.
Дополнительная литература
Бахтин М.М. Эстетика слова и язык писателя. – М., 1979.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Поповская Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. – Р\на-Дону, 2006.
Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990.
Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. – М., 2003