Рабочая программа. по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов

по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов

специальности «Филология»

специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении»

Рабочую программу осуществляют: Лекции: канд. фил. наук, доцент Будько Е.А. Практические занятия: канд. фил. наук, доцент Будько Е.А. Учебных часов: 93 Лекций – 10 Семинарских – 26 Самостоятельная работа студентов – 49, в том числе 2 ч КСР Зачет – 7 семестр
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материала (кол-во часов) Межпредметные связи Наглядные пособия Задания по самостоятель-ной работе Кол-во часов Формы контроля
лекции семина-ры
1. Текст как объект лингвистического анализа.Лингвистический анализ текста как особая область научного знания и его предпосылки. Цели, задачи, предмет и объект лингвистического анализа текста. Основные аспекты изучения текста. Проблема определения текста как объекта лингвистического анализа. Текст в системе языковых уровней. Уровни текста. Единицы текста и анализа текста. Основные категории и свойства текста. Типы текстов.     Современный русский язык, стилистика, риторика Тексты художест-венных произведе-ний Комплексный анализ текстовых категорий на материале предложенного худ.текста, изучение гл.1 «Научные основы лингвистичес-кого анализа худ.текста» в кн. Н,М,Шанского «ЛАХТ»   Проверка конспек-тов, тестирование, сообщения на занятиях
2. Экстралингвистические параметры анализа текста. Текст и культура. Текст и общество. Текст и эпоха. Экстралингвистически обусловленные категории текстов. Интертекстуальность, диалогичность, социологичность. Внетекстовые пресуппозиции: время создания литературно-художественного произведения, историко-культурная информация, связанная с именем автора, личность и судьба автора и др. Жанрово-стилевая организация текста. Функционально-стилевая дифференциация текстов. Классификация и типология текстов. Теория речевых актов и речевых жанров применительно к анализу художественного текста. Текстовые функции речевых актов и первичных речевых жанров. Вторичные (сложные) речевые жанры.     Современный русский язык, история зарубежной литературы, история русской литературы, теория литературы, социология Тексты художест-венных произведе-ний Подбор и анализ микротекстов из разных источников (кино, реклама, речи политических деятелей, худ.л-ра)   Собеседо-вание
3. Семантическое пространство текста и его анализ. Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста. Структура семантического пространства. Типы информации, выражаемой в тексте. Концептуальное пространство художественного текста. Роль заголовка, названий частей целого текста. Эпиграф в тексте. Набор ключевых слов. Понятия «концепт» и «концептосфера». Концептуальный анализ. Базовый концепт текста и его концептосфера. Денотативное пространство текста. Понятие денотативного пространства текста и его структуры. Тема текста и ее семантическое развертывание, набор микротем, их отношения в тексте, событийная и пропозициональная структура текста, художественное время и средства его создания, художественное пространство и текстовые способы его воплощения. Эмотивное пространство текста. Понятие эмотивного пространства текста и его макроструктуры. Эмотивно-психологические смыслы в структуре образов персонажей. Эмотивные смыслы в структуре образа автора. Эмоционально-оценочная позиция автора художественного текста и средства ее выражения. Эмоциональная тональность текста и средства ее создания     Теория литературы, психология, история русской литературы, стилистика Схемы анализа концептуального, денотативного, эмотивного пространств текста Анализ концептуаль-ного, эмотивного, денотативного пространств указанных текстов, выполнение упражнений, изучение гл.2 «По страницам худ.произведе-ний» В кн. Н.М.Шанского «ЛАХТ»   Собеседо-вание, сообщения на пр.зан., проверка конспек-тов
4. Структурная организация текста. Членимость текста. Объемно-прагматическое (том, раздел, глава и др.), структурно-смысловое членение (ССЦ), контекстно-вариативное (авторская речь, чужая речь) членение текста Связность текста. Понятие связности текста. Текстообразующие логико-семантические (полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы) грамматические(согласование грамматической семантики глаголов, употребление деепричастных оборотов, синтаксический параллелизм, неполнота синтаксических конструкций) и прагматические (ассоциативные связи, Образные связи) связи     Лингвистика текста, теория литературы Схема анализа членимости текста, схема анализа связности текста Структурно-смысловой анализ предложенного текста, изучение гл. 2 в кн. Н.М.Шанского   Собеседо-вание, сообщения на пр.зан., проверка конспек-тов
5. Коммуникативная организация текста. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов: репродуктивный, информативный, генеритивный, волюнтивный, реактивный Основные типы текстовых тема-рематических структур. Типы рематических доминант: предметная доминанта, статальная, динамическая, качественная, импрессивная, комбинированная.     Лингвистика текста, теория литературы, современный русский язык Схема анализа коммуника-тивной орг-ции текста Характеристика стихотворных произведений в свете теории актуального членения   Проверка конспек-тов

6. Роль доминирующих текстовых средств в формировании текста.Понятие текстовой доминанты. Языковые средства актуализации содержания текста. Речевая структура художественного текста Функционирование фонетических, словообразовательных, лексических и синтаксических единиц     Современный русский язык Схема анализа речевой структуры художественного текста Изучение гл.3 «Язык художествен-ного произведения» в кн. Н.М.Шанского   Тестирование
7. Паралингвистические средства художественного текста Функциональные типы поэтической графики. Дикция. Интонационные особенности. Поэтический ритм. Анализ паралингвистических средств художественного текста.     Теория литературы, стилистика, современный русский язык Схема анализа паралингвистических средств худ.текста Изучение гл.4 «Анализ целого художественного текста», анализ формально-речевой гармонии художествен-ного текста   Тестирование, сообщения на занятии

Основная литература

5.Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учеб. для вузов/ Л.Г. Бабенко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с. - МОРФ

6.Николина, Н.А.Филологический анализ текста: учеб. пособие/ Н.А. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

7.Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Болотнова Н. С. — М.: Флинта, 2009.— 520 с. — ().— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online".— ISBN 978-5-9765-0053-2.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/83071/

8. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Николина Н. А. — М.: Флинта, 2011.— 424 с. Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online".— ISBN 978-5-89349-336-8.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/94997/>.

Дополнительная литература

Бахтин М.М. Эстетика слова и язык писателя. – М., 1979.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Поповская Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. – Р\на-Дону, 2006.

Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990.

Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. – М., 2003


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: