Система изучения имен существительных в начальных классах. Морфологический разбор имени существительного в начальной школе

Задачи (предметные результаты): 1. Формирование лексико-грамматического понятия И.С. (существенные признаки: обобщенно ЛЗ- предмет, одуш и неоду., непостоянные: число, падеж. Постоянные – род, склонение, одуш и неодуш., синтаксическая роль). И.С. может быть в роли подл. и второстепенным членом предложения; 2. Научить различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена сущ; 3.ознакомить с родом, научит определять род, научить писать мягкий знак на конце сущ.ж.р., после шипящих, например: мышь, вещь. 4. научить писать с заглавной буквы имена собственные; 5. Научить определять число и изменять сущ. по числам; 6. Сформировать орфографический навык правописания безудар.падежных окончаний сущ.в ед.ч. и мн.ч.

Этапы:

1.Подготовительный этап (1 класс): Учатся различать предмет и слово, классифицировать слова на группы с учетом их смысла, заменять слова личными местоимениями.

2.Начальный этап (2 класс): усваивают, что имя сущ отвечает на вопросы кто? что? и Называет предмет; вводится способ различия одуш и неодуш имен сущ.: к словам, называющих людей и животных задаем вопрос кто?, а к ост – задаем вопрос что?; знакомятся с написанием заглавной буквы: имя, отчество, фамилия, клички животных, географические названия. Наибольшую трудность представляют клички животных, потому что пишут не только кличку, но и само название, например: Пес Барбос. Для предупреждения такой ошибки используются след.приемы: а) опорная таблица: кот Мурзик, пес Барбос, корова Буренка или б) липучка (буквы печатные и заглавные) – УОЛИЖИВЕТКОТМУРЗИК – разделить на части и правильно написать. Учатся изменять имена сущ по числам, наблюдая за изменением окончания.

3.Центальный этап (основной – 3 класс): знакомство с родом – дети узнают, что имена сущ бывают м.р., ж.р., ср.р. И вводится способ определения рода – это подстановка к сущ Местоимений (он мой, она моя, оно мое). Прием «Ситуация жадина» - у мальчика много игрушка. Но он жадина. Что он будет кричать, если захотят взять: машину – не тронь МОЯ, пистолет – не тронь МОЙ. Прием «Грамматическая задача»: у мальчика три карандашей: красн., зел., корич. Используя их надо нарисовать арбуз, груша, яблоко. Что он нарисует, если это зеленый…, коричневую…, красное…. В начале дети учатся определять род у сущ в начальной форме, затем у сущ во мн.ч. в И.п. (книга - книги). И наконец определяют род у сущ в косвенных падежах. Дети замечают, что у сущ ср.р. бывают окончание –о и –е. Полезно предлагать детям слова распознавание рода которых вызывает затруднения: тюль, вермишель, рельс, шоссе, фамилия. Для этого нужно познакомить детей с толковым словарем. На основе умения определять род формируется орфографический навык правописания Ь знака после шипящих сущ в конце слова: луч, плащ, нож, ночь, вещь, рожь. Дети учатся различать сущ в ед. и мн.ч., также учатся изменять по числам: молоко, нефть, золото, ножницы (поставить во мн.ч.) – узнают, что есть И.С., которые нельзя ИЗМЕНИТЬ по числу т.к. они употребляются в форме ед.ч или только в форме мн.ч.

4.Заключительный этап ( 4 класс): основная цель:научить писать безуд падежные окончания И.С. Шаги в реализации этой цели: а) знакомство со склонениями сущ в ед., как изменением по падежам. Дети узнают что сущ изменяются по вопросам в зависимости от связи с другими словами в предложении. Такое изменение наз-ся изменением по падежам или склонением. Вводится таблица падежей. Падеж/вопрос/предлоги. Значение падежей Р.п. – материал. Т.п. – орудие, которым творят, выполняют действие. П.п. - употребляется только с предлогами. Синтаксическая функция – сущ в И.п. явл – подлежащим. Сущ в косвенных падежах – второстепенный член предложения; б) знакомство с 3 скл сущ. вводятся сведения о том, что сущ бывают трех склонений и с помощью опорных таблиц фиксируются какие сущ относятся к 1,2,3 скл. Вводится памятка для определения скл у сущ: определить род, выделить окончание, определить скл; в) с учетом результатов первых двух шагов дети учатся писать безуд падежные окончания суще д.ч.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

Порядок морфологического разбора имени существительного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

падеж; число.

5) Синтаксическая роль в предложении.

Например: Над лугом летают весёлые стрекозы.

1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2) Начальная форма — луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: