Задачи (предметные результаты): 1.Формировать лексико-грамматическое понятие: существенные признаки – обобщенное ЛЗ – признак предмета, всегда связана с И.С. – носитель признака. Непостоянные – число, падеж, род. Существенный признак – синтаксическая роль – явл второстепенным челном предложения (определение); 2.научить определять род, число, падеж И.п.по имени сущ; 3.научить писать родовые и безударные падежные окончания, например, весенняя гроза/весеннюю грозу; 4.научить подбирать И.п., близкие и противоположные по смыслу.
Этапы:
1.Подготовительный – 1 класс: Обогащение речи детей именами прилагательными, т.к. в речи детей присутствуют сущ и прил. Наблюдение над предметами и выявление их признаков. Используются иллюстративный материал в конце учебника: сюжетные и предметные.
2.Начальный – 2 класс: Наблюдение над ЛЗ и вопросами: текст описание и найти в тексте слова, которые помогают сделать это описание точным, выразительным. Вычленение разнообразных признаков (цвет, форма, величина, материал и др.) Осознание роли И.п. в речи (сравнение текста-описания с И.п. и без них). Дети знакомятся с тоем, что И.П. в ед.ч. – обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какая? Какой? Какое? В мн.ч. – обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие? И.П. употребляется в том же числе, что и имя сущ. с которым оно связано.
|
|
3.Центальный этап – 3 класс. Усваивают все существенные признаки И.П. как части речи + синтаксическая роль. Узнают, что И.П. изменяются по числам и родам в зависимости от имени сущ., с которым связан. Фрагмент урока: детям показываются предметы чайник, чашка, блюдце из фарфора.
У: давайте составим СС
Д: чайник (какой?) фарфоровый. Чашка (какая?) фарфоровая. Блюдце (какое?) фарфоровое.
У: что вы заметили?
Д: у прил разное окончание, разные вопросы,
У: от чего это зависит и почему?
Д: потому что они связаны с сущ разного рода.
Вывод: И.П, изменяется по родам. По родам И.П. во мн.ч. не изменяется.
Правописание родовых окончаний. Самым трудным для детей явл окончания после мягкой основы: -яя и –ее. Дети знакомятся с употреблением в речи синонимов и антонимов (при этом учитывается многозначность большинства И.П.). морфологический разбор в 3 классе.
4.Заключительный – 4 класс. Основная цель – сформировать орфографический навык безуд падежных окончаний прил в ед и мн.ч.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).
Порядок морфологического разбора имени прилагательного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
|
|
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3) Род (в ед. числе); падеж; число.
4) Синтаксическая роль в предложении.
Например: Над цветком летает пёстрая бабочка.
1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»
2) Начальная форма — пёстрый.
3) женский род, именительный падеж, единственное число.
4) В предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.