Методика изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе. Синтаксические упражнения в начальной школе

«Синтаксис» - греческое слово, буквально: «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показывать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются элементы в синтаксические единицы.

Синтаксис, как языковедческая наука, помогает правильно организовать формирование представлений о структуре языка, о его системе. Без знания грамматики невозможно сформировать умения и навыки в пунктуации.

Пунктуация – это совокупность правил о постановки знаков препинания.

Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечивать читающему правильное понимание смысла написанного. Поскольку правильное понимание текста зависит, прежде всего, от его смыслового членения, основой пунктуации является смысловое членение речи.

Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идет работа над всеми сторонами языка.

Слово – важнейшая единица языка, носитель знаний. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой по смыслу. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. усвоение его не может происходить стихийно. На каждом уроке обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

1.Обогащение словаря учащихся.

2.Уточнение словаря: Уточнение значения путем включения в контекст, сопоставление, противопоставления, сравнение значений; Усвоение лексической сочетаемости слов. Усвоение иносказательных значений слов, многозначности. Усвоение синонимов по степени градации, т.е. «большой – крупный - гигантский».

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в активный.

4.Устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный (диалектные, просторечные, жаргонные).

Полезным пособием для словарной работы могут быть словари: антонимов, синонимов, этимологический, орфографический для начальных классов. Самый надежный источник обогащения – это художественная литература.

Конечная цель словарной работы в том, чтобы активизировать максимальное количество слов, научить учащихся выбирать единственно необходимое слово.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Используется система упражнений, направленная на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.
Особенно эффективными являются следующие упражнения:
1.Распространение предложения.

2.Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетания.

3.Деление сплошного текста на предложения. Чтобы это вид работы был осознанным, нужно учить выделять в предложении главные члены и словосочетания.

4.Анализ предложения и составление его схемы. При анализе выделяются основа предложения, второстепенные члены, поясняющие подлежащее, второстепенные члены, поясняющие сказуемое, и второстепенные члены, поясняющие другой второстепенный член предложения.

5.Составление предложения по заданной схеме или вопросам.

6.Составление рассказа с последующим анализом предложения определенной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: