Лекция № 15. Особенности развития СМИ в XX в

Типологическая эволюция периодики в XX в. Развитие периодики по типам изданий, происходившее в XVII–XIX вв., способствовало формированию основных типов газет и журналов. Процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в., привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.

Таблоиды. Газеты небольшого (таблоидного) формата выходили и в XIX веке, но при этом не делалось различия между такого рода изданиями и другими газетами. Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже веков. В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News».

Еженедельные журналы новостей. В двадцатые-тридцатые годы XX в. оформилась большая типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» («Время») – журнал. Во Франции сформировалась целая группа изданий, подобных «Time» и «Newsweek». Первым концепцию еженедельного журнала новостей в американском стиле воспринял журнал «L'Express», созданный в 1953 г. Ж.-Ж. Серван-Шрейбером.

Современные массовые иллюстрированные журналы. Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.

Деловые журналы. В 1920–1930-е годы наиболее наблюдательные и прозорливые издатели обратили внимание на неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем «качественных» изданий, обращенных к экономической и политической элите.

Журналы-дайджесты. В конце XIX – начале XX в. получают распространение журналы, содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий. Они приобрели общее название «дайджесты» (от английского digest – краткое изложение, резюме). Дайджестирование (то есть, формирование содержания на основе перепечаток) представляло собой и довольно эффективную коммерческую стратегию в издательском бизнесе, позволяющую добиваться существенной экономии средств на этапе производства содержания изданий.

Эволюция типа научно-популярного, познавательного журнала. Под воздействием процессов коммерциализации журналистики в ряде случаев наблюдается трансформация типа научно-популярного журнала. Наглядные признаки коммерческой трансформации присутствуют в облике «National Geographic» – научно-популярного журнала, созданного еще в 1888г. в качестве органа Национального географического общества (США).

Пресса и рекламодатели. Бесплатные газеты. В XX в. существенно усилилось воздействие коммерческих факторов на прессу, ослабившее ее зависимость от читательской аудитории. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что бюджет газет США в 1990-е годы в среднем на 80% формировался за счет финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу (эта часть бюджета полностью покрывала только расходы по доставке тиража газет читателям). Таким образом, соотношение между аудиторией и рекламодателями как источниками финансирования газетного предприятия составило 1 к 4. В Германии во второй половине 1990-х годов соотношение между доходами от распространения изданий по подписке и рекламными поступлениями достигло пропорции 1 к 3. В этих условиях издатели и журналисты обязаны прилагать дополнительные усилия, что доказать прочность связи «читатель-газета».

Кризис периодической печати и государственная поддержка прессы. Под влиянием процессов конкуренции с электронными СМИ, а также углубляющейся коммерциализации журналистики, формирующей определенный тип массовой аудитории (политически и идеологически инертной, ориентированной преимущественно на потребление развлекательной и «облегченной» визуальной информации), в послевоенный период в развитии периодической прессы в США и странах Западной Европы отчетливо проявились кризисные явления. Особенно наглядно они наблюдались среди ежедневных газет. Так, с 1960-х гг. неуклонно сокращаются тиражи ежедневных газет в США – несмотря на то, что в этой стране именно газетам традиционно достается наибольшая доля рекламных доходов. Уменьшается и общее количество ежедневников. Даже в традиционно «газетных» странах Европы, где к числу регулярных читателей ежедневной прессы относится большинство граждан (например, в Германии – 2/3 населения), количество подписчиков сокращается или находится в состоянии застоя. Уменьшается и средняя продолжительность чтения газет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: