Модуль 1. Тема 1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика

Тема 1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика

Литература середины XIX века: встреча романтизма и реализма. Учение О.Конта о «позитивном» и его влияние на художественную литературу и литературную критику. «Бесстрастный стиль» Флобера. Творчество Флобера. Мотивная и образная структура романов «Мадам Бовари», «Саламбо», «Бувар и Пекюше». Статьи Мопассана о Флобере. Флобер и Россия: публикации в «Вестнике Европы», переводы И.С.Тургенева («Иродиада»).«Мадам Бовари» и «Анна Каренина». Творчество Ш.Бодлера и поэтика сборника «Цветы зла». Структура книги; взаимосвязь циклов. Русские переводчики Бодлера. Поэзия А. Рембо. Концепция символа и цели литературного творчества в эстетике символизма. Теоретические и литературно-критические произведения символистов. Манифест Ж. Мореаса. «Мир как книга» в поэзии С.Малларме. Символистский роман Р.М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бриге». Интерпретация символизма в эссеистике П.Валери и в статьях А.Белого.

Тема 2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков

Понятие переходной эпохи в теоретико-литературных исследованиях: изменение философско-эстетических оснований и содержательной направленности языка культуры. Появление и конфликтное взаимодействие ряда литературных направлений: натурализм, эстетизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоромантизм и др. Символизм и натурализм как ключевые смыслы рубежной эпохи. Философские основы натурализма (О.Конт, И.Тэн) и теоретико-литературные интерпретации (Ф.Брюнетьер). «Ругон-Маккары» Э.Золя как новая «человеческая комедия». Концепция героя в «романах о народе» Э. Золя («Западня», «Жерминаль», «Разгром»). Урбанистические мотивы; импрессионизм словесного образа («Дамское счастье», «Чрево Парижа»). Проза Г. де Мопассана: романы, новеллы. Проблемы романной эстетики на рубеже веков. Жанр как аналитическая категория, ее границы и методологические возможности. Психологический (Г.Джеймс), философский (А.Франс), сатирический (Г.Манн), исторический роман. Роман-памфлет, роман-парадокс. Романный цикл как жанровая характеристика: «Уэссекский цикл» Т.Гарди, «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси.

Тема 3. Драматургия второй половины XIX века

Взаимодействие музыки, поэзии, театрального искусства в произведениях Вагнера. Новая драма: жанровая традиция и ее переосмысление в творчестве Г.Ибсена. Фольклорный компонент и философская проблематика («Пер Гюнт»). Проблема свободы личности («Строитель Сольнес». «Кукольный дом»). Особенности драматургического языка Ибсена: ретроспективная композиция, функция подтекста; символика, двойственность конфликта. Ибсен и Шоу; концепция драмы в эстетике Б.Шоу («Квинтэссенция ибсенизма»). «Театр мыслящих актеров» Шоу и его парадигматическое значение для последующей традиции. «Фантазия в русском стиле на английские темы» - «Дом, где разбиваются сердца». Прием парадокса. Концепция статической драмы в трактатах Метерлинка («Сокровище смиренных», «Погребенный храм»). Двуплановость драмы; «эстетика молчания». Система новых приемов организации сценического действия («Непрошеная», «Там, внутри»). Символика и ее художественные возможности («Слепые»). Пьеса-сказка «Синяя птица»; А.Блок о Метерлинке. Пьесы Г.Ибсена, М. Метерлинка на сцене МХАТа. Конфликт интерпретаций: «прием остранения» (Ибсен, Б.Шоу, М. Метерлинк) и «принцип вживания» (К.С.Станиславский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: