УДК 17(091)(4)(075.8) ББК 87.73(4)я73
© «Гардарики», 2007
ISBN 5-8297-0302-5 © Е.Л. Дубко, 2007
ВВВДЕНИЕ
История европейской этики — история воззрений, учений и концепций — необычайно увлекательна и многогранна. Это фундамент науки о морали. Этика — самостоятельная плодоносящая философская дисциплина и конечный смысл вообще всякой философии. Кроме того, этика является чудесным средством, благодаря которому человек может сохранить себя посреди тягот и соблазнов, может свободно говорить о самом себе как о самом важном на свете, задаваться вопросами о сверхнеобходимом. Невозможно представить этику окаменевшей в окончательных истинах и полностью завершенной. В ней все находится в движении и потому все уязвимо, все дерзко и неоднозначно, все вовлечено в конфликт и полемику, вызывает восторг, но также неприятие, возражения, протест. Этика учит мыслить и критически относиться к себе. Этические идеи, идеалы, смыслы — не пустые фантазии праздного ума, не нужные непосредственно для жизни. В них отразились страсть и страдание. Вокруг них шла непримиримая борьба. За торжество тех или иных идей, выражающих их моральные ценности, люди готовы были платить самую высокую цену. Так что этическое размежевание, по-видимому, важнее прочих конфликтов и споров, которые то и дело возникают между людьми. Всякий раз, когда моралисты и теоретики морали формулировали и выдвигали определенные этические принципы, по крайней мере часть людей была намерена построить жизнь в согласии с этими принципами, устремлялась к какой-то новой жизни — более осознанной или более чистой, более романтичной или более деятельной. Этическое сознание, бесспорно, не является ни механическим, ни тем более животным. Оно необходимо для самоидентификации человека в качестве человека. При всем том надо помнить, что отнюдь не любая этика и не в лю-
|
|
Введение
ых обстоятельствах способствует совершенствованию, просвещению человека и возвышению его души. Порой этическим мышлением манипулируют, а этикой злоупотребляют, превращая ее в орудие тотального контроля над поведением человека и подавления свободы личности.
Данная книга является учебным пособием в изучении истории этической мысли от античных истоков до начала XX в., которое знакомит читателей с золотым фондом европейской философии морали — чередой этических учений и систем, созданных великими философами и моралистами прошлого. Хотя не все философы были готовы признать себя детьми своего общества и времени (например, киники и стоики считали себя космополитами, а Пифагор и Платон искали себя в Вечности, возвышаясь над конкретной исторической эпохой), тем не менее и они выражали как ее суть, так и ее ограниченность. Великих философов не всегда ценили при жизни, но после смерти всем им воздвигли памятники. Нам интересны не только ход их мысли, но ее социологический портрет и тайна ее отношения к действительности.
|
|
Книга состоит из трех частей — «Античное наследие», «Религиозная этика» и «Этика Нового времени» — и 24 глав, в каждой из которых рассматривается уникальный комплекс авторизированных этических воззрений. Этические учения представлены в хронологическом порядке, что, впрочем, не всегда означает прямую преемственность между ними. Нам представляется, что стремительное время и колоссальные социальные перемены не властны над некоторыми философско-этически-ми конструкциями. Тогда как одни учения, кажется, забыты навсегда, другие, избежав печальной участи архивных документов и музейных экспонатов, стали ценнейшим достоянием мировой культуры. Под их влиянием сформировалось так называемое европейское сознание. Эти учения — не просто наша историческая память, не просто этапы интеллектуального и культурного развития народов. Они не утратили своего авторитета и воздействия по сей день.
Панорамный взгляд на историю этических учений не только приумножает познания в гуманитарной области, но и предоставляет читателю прекрасную возможность определить собственную позицию в продолжающейся дискуссии о совести, справедливости, добре и зле, добродетели, нравственном выборе, смысле жизни, счастье, гуманизме и моральных идеалах.
ЧАСТЬ I