Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика

Вопрос 20

Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза

Предмет правового регулирования правовой системы ЕС включает в себя два вида отношений:

1. Межгосударственные отношения стран-участниц между собой, с третьими странами и с ЕС (главным образом отношения в сфере ОВПБ и Пространства свободы, безопасности и правопорядка). Эта группа отношений носит публично-правовой характер.

2. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, субъектами которых являются юридические и физические лица государств-участников. Это отношения частноправового характера. Так, право ЕС регулирует вопросы создания и деятельности компаний, банковской и страховой деятельности, деятельности торговых агентов, обязательств из причинения вреда, права промышленной собственности и пресечения недобросовестной конкуренции.

Методы правового регулирования в праве ЕС.

1. Диспозитивный метод. Выражается в использовании так называемого soft law (рекомендации и заключения Европейской комиссии), а также в разработке и принятии стандартных условий и положений в сфере частного права (Европейские принципы контрактного права, DCFR).

2. Императивный метод. Выражается в нормотворчестве институтов Европейского Союза (регламенты, директивы, решения), а также сами положения учредительных договоров носят императивный характер.

· Материальный метод.

· Коллизионный метод (Регламенты Рим I и Рим II).

1. Метод гармонизации права (директивы, рекомендации, международные соглашения).

2. Метод унификации права (регламенты).


Вопрос 33

Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика

Уполномочивающие статьи учредительных документов ЕС, «правовые базы» (legal bases) – нормы, определяющие полномочия ЕС применительно к отдельным предметам ведения. Ссылки на «правовые базы» обязательны в преамбуле каждого правового акта ЕС.

Следует отметить, что уполномочивающие статьи учредительных документов ЕС, как правило, определяют:

· какие акты должны приниматься для достижения целей интеграции в определенной области;

· какие институты и органы ЕС задействованы в процессе выдвижения предложений о принятии того или иного акта;

· какие институты ЕС выполняют консультативную функцию;

· какие институты ЕС принимают правовой акт, и в соответствии с какой процедурой.

Таким образом, вся компетенция ЕС в сфере нормотворчества находит отражение в уполномочивающих статьях, которые одновременно представляют собой барьер для возможного выходы институтов ЕС за пределы своих полномочий. Уполномочивающие статьи естественным образом борются с размытостью компетенции ЕС.

Примером уполномочивающей статьи является ст.43 ДФЕС (для сферы сельского хозяйства и рыболовства).

Привести свои примеры уполномочивающих норм.

Вместе с тем предусмотреть все случаи необходимого вторжения ЕС в регулирование различных вопросов, особенно в сфере совместной компетенции ЕС и государств-членов, не представляется возможным. Наиболее сложно это сделать в самых обширных областях правового регулирования, таких как внутренний рынок. Поэтому учредительные договоры предусмотрели так называемые резервные полномочия Союза, одновременно закрепив механизмы предотвращения злоупотребления такими полномочиями.

Статьи, закрепляющие дополнительные (резервные) полномочия Союза – «статьи-лазейки»:

ü Статья 114 ДФЕС (глава 3 «Сближение законодательств» раздела VII ДФЕС) – сближение законодательств государств-членов по любым вопросам, необходимым для нормального функционирования единого внутреннего рынка (за исключением вопросов, подпадающих по статью 115 ДФЕС).

ü статья 115 ДФЕС – сближение законодательств государств-членов по вопросам, затрагивающим налоги, свободное движение лиц, права и интересы наемных работников.

ü Статья 352 ДФЕС («условие гибкого подхода») – позволяет ЕС в рамках различных предметов ведения принимать законодательные акты и другие меры, если они признаны необходимыми для достижения целей ЕС, а учредительные документы не предусмотрели специальных полномочий. Ст.352 не может применяться в рамках ОВПБ, а также для обхода положений учредительных документов, запрещающих проводить гармонизацию норм национального законодательства по отдельным вопросам.

Создать более полную характеристику «статей-лазеек» можно непосредственно исходя из их содержания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: