Предисловие. Европейское средневековье (XVI – первая половина XVII в.)

Европейское средневековье (XVI – первая половина XVII в.)

Учебно-методическое пособие. Часть II.

Предисловие

Пособие является частью учебно-методического комплекса по истории средних веков, цель которого - всестороннее представление заявленного периода. В этой части пособия представлены материалы, необходимые для практических занятий в IV семестре, так какдоступность источников - непременное условие вынесения темы на семинар. Это связано с основными дидактическими задачами практических занятий: обучением анализу исторических источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход должен стимулировать самостоятельное научное мышление студентов, формировать творческое отношение к профессии и способствовать их подготовке к преподавательской деятельности.

Основные рекомендации по работе с источниками дублируются по тексту первой части пособия. Это связано с тем, что они необходимы на каждом занятии и обращение к ним, надеюсь, позволит более закрепить навыки источниковедческой работы.

Во вторую часть включены диагностические материалы по позднему средневековью. Основная их часть разработана старшим преподавателем Е.В. Почеревиным, которому автор приносит свою благодарность

Содержание

Предисловие …………………………………………………… с.3

Типология источников по истории средневековья и методы

их изучения……………………………………………………. с.4

Тема 1. Первоначальное накопление капитала и генезис

капитализма в странах Западной Европы…………………….. с.6

Тема 2. «Огораживания» и крестьянские движения в Англии

XVI века………………………………………………………….с.8

Тема 3. Германия накануне Реформации……………………...с.21

Тема 4. Реформация Мартина Лютера ………………………..с.31

Тема 5. Народная Реформация в Германии…………………...с.46

Тема 6. Великая крестьянская война в Германии…………….с.55

Тема 7. Природа французского абсолютизма

(по «Политическому завещанию» Ришелье)…………………с. 76

Источники ……………………………………………………….с.98

Именной и предметный указатель……………………………..с.98

Диагностические материалы……………………………………с.99

Типология источников по истории средневековья и методы их изучения.

Принято делить исторические источники на шесть основных групп: вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, устные и кинофотодокументы. Изучаемые на практических и семинарских занятиях по истории средневековья проблемы отражены в различных видах письменных источников.

Большая группа письменных источников это повествовательные или нарративные источники: хроники, анналы, биографии, воспоминания, жития святых, публицистика, частная переписка. В них современники сообщают о событиях, которые они наблюдали лично, или получили информацию о них от очевидцев или участников каких-либо событий. Нарративные источники чаще всего содержат сведения политического, военного, этнографического, географического характера. Этот тип источника всегда субъективен, поскольку субъективно восприятие одних и тех же событий. Нередко он намеренно искажает факты, либо умалчивает о них. Современный взгляд на авторскую субъективность состоит в том, чтобы различать в ней как личностную, так и социальную обусловленность.

Вторая группа письменных источников – документальные материалы: публичные и частные акты, хозяйственные, административные, финансовые, военные документы государственной власти. Степень достоверности этих памятников прошлого выше, чем повествовательных, так как искажение фактов помешало бы получению ожидаемых результатов.

Юридические памятники составляют третью группу письменных источников. Это записи обычного права разных народов, кодексы гражданского, уголовного, церковного права, отдельные законы, указы, хартии, судебные приговоры, юридические трактаты. Вместе с документальными памятниками они дают материал о хозяйственной, социальной, правовой практике средневекового общества.

Для историков, изучающих средневековье, важен и такой тип источников, каковым является фольклор и литературные произведения эпохи.

Анализировать источник, значит искать ответ на следующие вопросы:

1. К какому типу и виду источников принадлежит изучаемый памятник?

2. Место его возникновения и опубликования?

3. Время и условия его возникновения, т. е. историческая обстановка появления памятника?

4. Личность автора памятника, если таковая установлена?

5. Источник, на который данный памятник опирается (например, личные наблюдения, свидетельства очевидцев и т. д.)?

6. Каков информационный потенциал источника, о каких сторонах развития общества он сообщает (хозяйственная, социальная, политическая, культурная)?

7. С какими вопросами к нему можно обращаться? Это зависит от информационного потенциала памятника.

8. В чем данному источнику можно, а в чем нельзя доверять? Иначе говоря, – в чем тенденциозность данного памятника?

9. Каковы информационные пустоты памятника, т. е. намеренные или ненамеренные умолчания автора,

10. Какими методами источник можно изучать?

Ответы на 1 – 5 вопросы составляют то, что в исторической науке принято называть внешней критиков источника. Чтобы ее выполнить, надо обратиться к литературе, рекомендованной к теме каждого семинарского занятия. Хороший источниковедческий раздел имеет учебник по истории средних веков под редакцией З. В. Удальцовой. [1]

Поиск ответов на 6 – 9 вопросы, т. е. анализ содержания источника, называется внутренней критикой. В нашем учебном курсе эту работу облегчает наличие планов семинарских занятий, где это основное содержание уже представлено в форме вопросов.

Основными методами изучения источников являются: синхронный, хронологический, диахронный (метод периодизации) и метод терминологического анализа. В первом случае сравниваются однотипные источники, возникшие в одно и тоже время, но в разных местах, например у франков и у вестготов. Во втором - источники изучаются во временной последовательности. Например, сначала текст Цезаря, затем Тацита. Наконец, третий метод предполагает сравнение одного и того же исторического явления или института, но на разных этапах его существования. Метод терминологического анализа имеет особое значение при изучении средневековых (и античных) источников. Применяемые в них термины часто неоднозначны, или, напротив, одно и тоже явление обозначается разными терминами. Типичный пример, употребление терминов «манс» и «гуфа». Они могут употребляться как синонимы и обозначать обычный надел общинника. Но есть и другие случаи, когда «манс» обозначает пахотную землю, а «гуфа» весь надел вместе с двором. Источники массового характера изучаются и количественными методами, создаются базы данных, проводятся статистические измерения. Однако на семинарских и практических занятиях этот метод не может найти применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: