Творчество каспара Давида Фридриха

немецкий живописец. Представитель раннего романтизма. Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819-1820).

Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережьеПрограммным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей.Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы. В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.

Поздний период. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве.

В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. «созерцающие луну.

Билет.10. Своеобразие изо.искусства представителей братства Прерафаэлитов. «Братство прерафаэлитов» — 1е в истории англ. жив объед-е худ-ков. Основано 1848 г. Опр «прерафаэлиты» - противостояние стилю Рафаэля и интерес к тво-ву итал. мастеров Проторенесс и XV столетия. Воз-но, худ-ки делали акцент на схожести исторического и мировоззр-го положения времени Ран. Возр. и своего времени. формирование нового историко-культ. этапа на основе научных открытий, трудов, рефлексии над ними, а также выработка новых идеалов. Англия стремится стать эталоном для дальнейшего духовного развития всего мира, объединяя, задавая пути, образцы всеобщего единения. Туда входили Россети, Миллес, Хант. Традиции Дученто (Джотто), трес=ченто (Мартини), Кватороч.(Боттичелли).

обращение к национальному прошлому- к английскому средневековью, Готике, -в чистом виде были проявлены религ. чувство, дух. Нач. человека.

открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» - идея закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. высокое качество вещей, сделанных ими вручную.

. отказ от академических принципов: всё необходимо писать с натурынельзя изображать посторонних людей, - всегда в качестве моделей друзей или родственников. изменения и в трад.технику живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозр. красками. - ярких, свежих тонов и долговечность. Выше всего - одухотворенность замысла. отождествляли искусство с религией и картина - молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами.

искусство -служение Богу и содержанием художественных произведений д. служить все то, что говорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне, открывающейся душе человека только посредством символов. В начале предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражать религ. и мист. настроение, избегали церковного характера,трактовали Евангелие символически, особ.значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философ. смыслу. христианство как духовное начало, возвышающее искусство, - к сюжетам из жизни Христа и Д.Марии. Миллес «Христос в доме своих родителей»

правдивость изображения, - особую достоверность историческим, мифологическим и библейским сценам. Таким образом: фотографическая манера воплощения идеальных образов. Подражание художественной традиции итальянского искусства 15 в.:скрупулезной передачи натуры со стилизацией,сложной символикой.

обращались и к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте, Шекспира. новый тип женской красоты – отрешенный, спокойный, таинственный, идеализированный образ (Миллес «Подружка невесты»).

были верны точности в передачи натуры: У. Х. Хант Жертвенный козел. Большую роль -книжная графика. Прерафаэлиты — крайние индивидуалисты. - нет стилистического единства, по манере письма, способу интерпретации – они совершенно разные художники, сочетающие элементы романтизма, реализма, символизма, модерна.

Принцип обращения к природе и её детальная проработка, понимание природы, как носительницы божественных посланий и потаенной духовности.Желание прорвать, преодолеть свои границы, расконечиться, выйти за рамки обыденного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: