В царское время в каждой деревушке была каланча, конная повозка, бочка с насосом. Парламентарии о борьбе с пожарами

В России уже практически месяц полыхают пожары в Хакассии, Забайкальском крае и даже в Московской области.

По сведениям МЧС России, причиной возникновения пожаров стало неосторожное обращение с огнем. Несанкционированные палы травы в сухую и ветреную погоду, а также поджоги бытового мусора вблизи с уничтоженным и поврежденным имуществом привело к таким последствиям. В связи с этим в МЧС считают, что неконтролируемые палы травы нужно вовсе запретить. Именно они часто приводят к серьезным пожарам.

Напомним, леса в Забайкалье горят уже месяц, с 19 марта. Появление шквалистых ветров на прошлой неделе привело к тому, что огонь перекинулся на постройки и дома жителей региона. Известно, что огонь уничтожил сотни жилых домов и дач в 18 населенных пунктах 12 районов края.

В прошедшие выходные в Хакасии огнем ландшафтных пожаров были уничтожены и повреждены почти 1,3 тысячи жилых домов в 38 населенных пунктах. По фактам пожаров, гибели людей и массового уничтожения домов возбуждены пять уголовных дел. В свою очередь полпред президента по Сибирскому федеральному округу Николай Рогожкин указал на другую причину возникновения пожаров. Он предположил, что в регионе работает группа специально обученной оппозиции, которая просчитав дополнительно места вокруг Читы и населенных пунктах края, в одно и то же время запалила земли. Полпред призвал не перекладывать вину за лесные пожары на местных жителей. По его данным, он лично видел, что в места возгорания "даже обученный человек не заберется".

А депутат Валерий Рашкин предложил внести комплекс изменений в Лесной кодекс РФ, который необходимо рассмотреть в самое ближайшее время. "Правки должны предусматривать возложение ответственности за сохранность леса и осуществление противопожарных мер безопасности на арендаторов лесных территорий. Стоит также разработать меры по охране жилых зон, находящихся в непосредственной близости к лесным территориям, - перечислил политик. - Кроме того, в Лесной кодекс необходимо вернуть и усовершенствовать положения о работе пожарной авиации. Авиация еще с советских времен зарекомендовала себя как наиболее эффективное и оперативное средство борьбы со стихийным огнем. Придется признать, что ситуация в нынешнем году едва не вышла из-под контроля, так как имеющиеся в Забайкалье службы МЧС просто физически и технически оказались не способны бороться с пожаром такой сложности".

Если же говорить на перспективу, то, по мнению Валерия Рашкина, государству стоит задуматься о возврате функций по охране лесов под свою полную юрисдикцию. "Для этого необходимо наладить региональный и федеральный контроль за соблюдением природоохранных мероприятий в субъектах РФ, а также, возможно, ужесточить административную ответственность в этом вопросе", - предложил депутат.

Напомним, что за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима накладывается штраф: на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей, на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей. В зависимости от тяжести последствий пожара виновный может понести и уголовную ответственность.

Как решить проблему с пожарами? Не следует ли ужесточить ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности: запретить пал травы, разжигание огня вне специальных мест, оборудованных для этого? - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",

губернатор Красноярского края (1993 - 1998)

21.04.2015 19:20

Безусловно, ситуации с пожарами в Хакассии, в Забайкалье, других местах - это трагедии, которые должны нас чему-то научить. И я тоже считаю, что основная причина пожаров - это многочисленные случаи несанкционированного разжигания огня. Что касается ужесточения наказаний - нет, я думаю, не этим путем надо идти. Мне кажется, надо просто чаще использовать трагические свидетельства очевидцев, пострадавших, чтобы объяснять людям, какая беда их ждет, если они будут легкомысленно относиться к обращению с огнем. Надо как можно доходчивей объяснять, чем может обернуться простое чирканье спичкой или попытка не убрать за собой, а сжечь мусор после пикника на природе. Одним словом, нам нужна кропотливая разъяснительная и просветительская работа. А штрафы ужесточать бесполезно, поскольку вы практически никогда не найдете виновников пожара и не докажете их вины. Есть еще один момент, который активно обсуждается: стоит ли пересматривать систему управления в этой области? Как известно, примерно с конца 2000-х профилактику и охрану лесов отнесли к ведению регионов. В принципе это правильно, но только нельзя забывать, что основные ресурсы все-таки остались у МЧС. Поэтому не надо из одной крайности бросаться в другую: сначала все полномочия отдали регионам, теперь предлагается все отдать в ведение Центра, а на местах в итоге некому будет досматривать. Я думаю, что для многих наших регионов очень важны межтерриториальные базы по предупреждению стихийных бедствий и борьбе с ними. Надо уточнить, есть ли у нас где-либо подобные базы сейчас, а если есть, то разобраться, насколько эффективно и оперативно они действуют. Хакассия, Красноярский край, Иркутская или Кемеровская области - для стихии границ не существует. Не зря же функции по предотвращению стихийных бедствий и в Конституции обозначены как функции совместной ответственности. В любой системе власти, особенно исполнительной, очень важно умение работать в кооперации, умение понимать, что сегодня беда случилась в Хакассии, а завтра она может произойти в Красноярском крае, а послезавтра - в Кемерово. И когда вы начинаете работать в кооперации, вы принимаете решение не потому, что вы начальник, а потому, что так надо для общего дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: