В первую очередь протесты разворачиваются в наиболее экономически уязвимых частях страны. Там, где материальное положение людей хуже и надежды испаряются быстрее. Затем можно ожидать радикализацию настроений повсеместно. Сейчас многие молодые люди (недавно потерявшие работу) еще держатся на сбережениях и еще надеются на улучшение личной финансовой ситуации. Некоторые уже не могут снимать жилье. В регионах констатируется приток работников из крупных городов на родину. Увольнения идут везде, хотя в Москве он разворачиваются быстрее. Складывается напряженная ситуация.
Люди пока никак не политизированы, но экономическая ситуация будет вынуждать их бороться за свои права. Это хорошо видно по приморью и другим сибирским регионам. Протестные выступления начались с темы повышения пошлин на ввозимые в Россию подержанные японские автомобили и заявлений о неполитическом характере выступлений. Сейчас стихийное движение соединяет уже много различных лозунгов, поднимает немало проблем. По сути, оно становится политическим, хотя его участники могут это отрицать.
|
|
Способствовать снижению социального напряжения могли бы антикризисные меры, затрагивающие интересы населения. В их числе: существенное повышение пенсий, пособий по безработице (при отказе от метода их предоставления по прописке), создание новых рабочих мест с нормальной оплатой труда. Названные шаги улучшили бы ситуацию на внутреннем рынке, положительно отразившись на экономическом положении предприятий. Продажи перестали бы падать и начали бы расти. Разумеется, для осуществления подобных мер требуется не только продуманная, принципиально новая антикризисная политика, но и желание властей ее осуществлять.
На что, по-вашему, надеются в Кремле? Может быть, власти как раз и пытаются за счет инициативы по выбору предприятий для оказания поддержки поправить экономическую ситуацию, сбить завтрашний социальный накал?
Правительство не заинтересовано в повышении социального недовольства. Оно стремится в рамках своей старой политики предотвратить его, а заодно явно готовится подавить возможные выступления. Но все это не так важно, по сравнению с тем, какую перспективу реально готовит кризис. От этого зависит будущее политического строя в России. Здесь власти полагаются на надежду, а не на знания. Объективно кризис оставляет правительство без перспектив. Пережить его они вряд ли смогут в сегодняшнем виде.
Власти ожидают завершения глобального кризиса к середине (самое большее к концу) 2009 года. Поэтому, прямая финансовая поддержка ведущих компаний – важнейшая часть антикризисной политики. Благодаря ней крупнейшие структуры должны переждать сложный период. Продекларированное властями предоставление компаниям из списка государственных заказов направленно к той же цели. Оживление всей экономики посредством системных антикризисных мер не планируется. Компании, не попавшие в «счастливый список», должны будут справляться с проблемами самостоятельно. В лучшем случае им на помощь придут региональные власти. Но ресурсы их ничтожны.
|
|
Предполагается, что кризис уйдет сам, как только поправятся дела в финансовой сфере США и Западной Европе, а цены на сырье вернутся к прежней позитивной динамике. На практике подобного в 2009 году не произойдет. Кризис развивается без особых преград. Как и в 2008 году российское правительство старается повлиять на стоимость нефти, газа и иного сырья за счет внешнеполитической нестабильности. Метод дает некоторый результат, но ничего не меняет. Кризис остается кризисом. Низкий спрос на сырье останется низким. Временные колебания цен, обусловленные страхом сбоя в поставках, сохраняются как временное явление. Повлиять на рост цен за счет угрозы длительной нестабильности – это совсем не то же самое, что извлечь прибыль из этой политики.