Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:
1. Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
2. Социальная установка на человека (аттракция).
3. Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения.
4. Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
5. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии.
6. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
7. Коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владение техникой общения.
8. Речевое развитие.
9. Педагогическая интуиция.

Отмечается, что стиль общения самого преподавателя (учителя) должны отличать:
1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
2) наличие эмпатии — умения поставить себя на место ученика, понять цели, мотивы его деятельности, а значит, и его самого, что позволяет в определенной степени прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее, не "post factum";
3) доброжелательность, позиция заинтересованности старшего коллеги (друга) в успехе ученика;
4) рефлексия — непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью учеников, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс»

Каковы особенности педагогического общения у преподавателей различного уровня профессионализма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: