Стиль занимает связующее положение между индивидуальностью и средой. С одной стороны, стиль создается человеком, а с другой - выступает способом какой-либо активности (нецеленаправленной - поведения и целенаправленной - деятельности), преобразующей среду.
Типическое - то, что может быть воспитано обществом и в самом обществе (характерное для определенной группы профессионалов), а индивидуальное - что сформировано у данного человека и обусловлено его воспитанием, индивидуальным развитием (усидчивость, хладнокровие и т.д.).
Индивидуальный стиль педагогической деятельности - характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Может сформироваться только при условии наличия у субъекта положительного отношения к деятельности.
В деятельности учителя большую роль играет стиль его общения с учащимися разного возраста. В психолого-педагогической литературе на основе имеющихся исследований выделяется пять наиболее часто встречающихся стилей руководства учащимися, а именно: автократический (самовластный); авторитарный (властный); демократический (опора на коллектив и стимулирование самостоятельности учащихся); игнорирующий (практическое устранение от руководства деятельностью учащихся, формальное выполнение своих обязанностей); непоследовательный (ситуативность системы взаимоотношений с учащимися).
|
|
Индивидуальные особенности педагога могут лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессиональные качества, в то же время преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности.