Наблюдение как метод сбора педагогической информации

Один из основных исследовательских методов в педагогике. Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий человека или особенностей протекания изучаемого явления/процесса и их специфических изменений. Наблюдение предполагает не только чувственное восприятие каких-то явлений, оно должно приводить к педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то есть должно установить факты. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать и как предварительное изучение исследователем имеющихся материалов.

Наблюдение может быть направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. В таком случае результаты наблюдений, проведенных в разное время, сопоставляются и анализируются.

Объектом наблюдения чаще всего служит сам процесс деятельности педагогов, их учеников, о ходе и результатах которого судят не только по действиям, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоциональным реакциям, волевым усилиям участников.

Как правило, данные и результаты наблюдения фиксируются в виде текстовых записей. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдений.

Особенности наблюдения как метода педагогического исследования.

Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.

Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются, объясняются уже в ходе наблюдения.

Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым нужно следовать при организации наблюдения.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в его живых, многогранных связях и проявлениях. Но этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их [3].

Виды наблюдений. Их выделяют по различным признакам:

- по признаку «временной» организации: непрерывное и дискретное;

- по объему: широкое (например, наблюдение за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное (выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов);

- по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное(исследователь выступает участником деятельности коллектива), невключенное (позиция исследователя открыта, участники могут ощущать неудобство, понимая, что за ними наблюдают) [3 ].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: