Цивилизационная концепции общественного развития

Цивилизационный подход. Представитель — Тойнби — философ конца XIX - первой половины XX вв. Главная работа - «Постижение истории». По его мнению, историк изучает пространство и связывает времена. Вся история человечества делится на локальные цивилизации. Он выделяет 21 цивилизацию. Возникновение цивилизации связано с возникновением новой религии или с удаленностью религии от места возникновения. Тойнби считает, что творцом человечества является Бог (Тойнби создает учение «Вызов -ответ»). Творец ^ бросает вызов человечеству и если получает ответ, то позволяет человечеству существовать дальше. По мнению Тойнби, ответ на вызов творца дает не народ» а элита, стоящая у власти. В момент возникновения цивилизации к власти приходят люди, обладающие способностями, но меняется проблема, и к власти, должны прийти другие, обладающие новыми способностями. Если смены власти не происходит и вызов творца остается без ответа, то цивилизация погибает. Философ считает, что необходимо постоянно обновлять элиту.

Количество цивилизаций в истории не ограничено, на одном Щ том же пространстве в разные временные отрезки могут существовать разные цивилизации.

Иное представление о цивилизации у другого философа - Шпенглера. Основная работа - «Закат Европы». По его мнению, существует первый космос - это природа, в котором действует закон и необходимость и второй космос — человеческое общество, где действует случайность и уникальность. История — сумма переживаний. Переживания у каждого индивидуальные. Понятие «история» связано с понятием «культура». Культура - живой организм, который имеет юность, возмужание и старость.

Юность - становление в период проб и ошибок.

Возмужание - период научного знания, освоения пространства.

Старость - цивилизация, т. е. период увядания культуры. Этап цивилизации начинается с развитием машинного производства.

Еще один философ - Лев Гумилев - историк, русский философ. Его работы: «Этногенез и биосфера земли», «Этносфера», -** «История людей и история природы».

Гумилев обращает внимание на понятие «этнос». Формирование этноса -следствие космического толчка. Из космоса на землю поступает энергия, которая осваивается частью населения. Данное явление называется пассионарность. Все люди делятся на:

1) пассионарии - люди способные воспринимать энергию космоса, ими движет стремление к деятельности и отсутствует самосохранение, пассионариев в настоящее время очень мало;

2) гармоничные люди — они не способны воспринимать космическую энергию, но зарождаются стремлением к деятельности от пассионариев;

3) субпассионарии — люди с отрицательным отношением к пассионариости, ими управляет эгоизм, они приспосабливаются к любой ситуации, ищут выгоду для себя.

Возникновение этноса всегда связано с выбором космической энергия. Распространение космической энергии ограничено географическими границами. Каждый этнос проходит этапы развития:

1) подъем - длится 300 лет, пассионарии очень активны;

2) фаза расцвета - длится 300 лет, пассионарии и гармоничные личности составляют в обществе большинство;

3) фаза надлома - длится 150 - 200 лет, пассионарность уменьшается;

4) фаза умирания - очень длинная или очень короткая, эпос умирает под ударами внешнего врага.

По мнению Гумилева, историю делают пассионарии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: