О совершении молитвы в мечети, стоя между колоннами
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Многие мусульмане задаются вопросом относительно совершения молитвы в мечети, стоя между колоннами. А зачастую споры относительно данного вопроса перерастают в смуту и ссору во многих мечетях, что не позволительно в исламском шариате.
С дозволения Всевышнего Аллаха хотелось бы пролить небольшой свет на данный вопрос, приведя доводы касательно этого вопроса и его понимание различными имамами нашей общины.
Мнения ученых по вопросу совершения молитвы между колоннами
Известно, что среди ученых со времен саляфов было разногласие относительно этого вопроса. Имам Ибн Батталь сказал: “Саляфы разногласили относительно молитвы между колоннами”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/134.
Имам аз-Заркаши сказал: “Ученые разошлись относительно молитвы в мечети, совершаемой между колоннами”. См. “И’лям ас-саджид” 381.
Шафиитский имам Абу Закария аль-Ансари сказал: “А что касается молитвы между колоннами в джама’ате, то группа ученых порицала это, поскольку на это указывает исключающий запрет, что приводит ат-Тирмизи и др., ибо это прерывает целостность ряда”. См. “Тухфатуль-Бари” 2/215.
Имам Малик сказал: “Нет проблем в рядах между колоннами в молитве, если мечеть тесная ”. См. “аль-Мудаууана” 1/106.
Спросили имама Ахмада о молитве между колоннами, и он сказал: “Порицаемо!” См. “Масаиль Ибн Хани” 1/69.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Порицала группа из числа обладающих знанием выстраивание в ряды между столбами, и это говорил Ахмад и Исхакъ. И группа из числа ученых считала это дозволенным”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 1/444.
Имам Ибн Хубайб сказал: “Нет запрета на прерывания рядов (колоннами), если мечеть тесная. Поистине, это запрещено тогда, когда мечеть является просторной”. См. “ан-Науадир” 1/194.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Порицаемо становиться между колоннами молящимся позади (имама). А Ахмад сказал: «Потому что это прерывает ряд»”. См. «аль-Фуру’» 2/39.
Имам ас-Сахаранфури сказал: “Автор книги «аль-Манхаль» передал от маликитов однозначное порицание (совершения молитвы между колоннами) как для одного, так и для джама’ата. А от Ахмада передал порицание именно для молящегося джама’ата (а не для одного). От куфийцев (ханафитов) дозволенность этого, а от аш-Шафи’и порицание для одного молящегося и дозволенность для джама’ата”. См. “базалюль-маджхуд” 4/339.
Мнение о том, что имам аш-Шафи’и считал порицаемым молитву между колоннами даже для одного молящегося весьма сомнительно, поскольку многие имамы, в том числе и шафииты, передавали от него дозволенность этого как для одного, так и для джама’ата. См. “Шарх манхадж ат-туляб” 1/328.
Имам аш-Шаукани, перечислив имена запрещавших и порицавших молитву между колоннами, сказал: “И дозволили это Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ибн аль-Мунзир, проведя аналогию между молитвой одного и джама’ата. И они говорили: «Достоверно установлено, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву между столбами в Каабе»”. См. “Найлюль-аутар” 2/236.
Т.е. они имели ввиду, что раз дозволено совершение молитвы между колоннами одному, то это дозволено и молящимся, которые стоят позади имама.
Что касается передачи от имама Малика дозволенность молитвы между колоннами, то это не так, ибо Малик и большинство маликитов дозволяли совершение молитвы между колоннами только при тесноте в мечети. Имам ан-Науауи сказал: “Разошлись в отношении мнения Малика о порицании этого, если нет необходимости (для совершения молитвы между колоннами). Но причина порицание у него то, что колоны прерывают ряд”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/226.
Таким образом, мнения ученых в этом вопросе можно разделить на несколько основных:
1. Молитва между колоннами запрещена или порицаема как для имама, так и для джама’ата молящегося позади него.
2. Молитва между колоннами запрещена только для молящегося джама’ата, поскольку из-за этого прерывается целостность ряда, но она не запрещена для одного.
3. Молитва между колоннами дозволена как для имама, так и для молящегося позади него джама’ата.
Хорошо известно из шариата Всевышнего Аллаха, что в случае разногласия ученых необходимо вернуть спор к Корану и Сунне, как это повелевает Аллах, сказавший: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Маймун ибн Михран в отношении этого аята говорил: “Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику (мир ему и благословение Аллаха) – значит вернуться к Сунне”. См. “аль-Ибана” 1/74.
Обратимся же с дозволения Всевышнего Аллаха к доводам ученых, чтобы подробнее ознакомиться с данным вопросом.