Концепция национальной безопасности Республики Беларусь утверждена указом Президента в ноябре 2010 г. №575. Сохраняя преемственность с ранее действовавшими концепциями 1995 и 2001 гг., новая концепция исходит из основных тенденций развития в условиях глобализации международных отношений, уточняет и расширяет ключевые понятия. Основные сферы национальной безопасности дополнены научно-технологической и демографической сферами. Предусмотрено создание комплексной системы стратегического планирования. В качестве основы ее документов обозначены настоящая концепция и программы социально-экономического развития страны. Впервые вводится система индикаторов состояния национальной безопасности, характеризующих текущий уровень и динамику изменения состояния национальной безопасности в различных сферах. В целом новая Концепция национальной безопасности Беларуси выступает концептуальной и методологической основой для консолидации усилий и повышения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, граждан страны по обеспечению национальной безопасности, защите ее национальных интересов.
В Концепции национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Составными частями национальной безопасности (также называемыми безопасностями) являются: политическая, экономическая, научно-техническая социальная, демографическая, экологическая, информационная, военная, гуманитарная безопасности.
Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности являетсяэкономическая безопасность. Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусьот внутренних и внешних угроз.
Воспрепятствовать реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства могут различные действия, явления и процессы (или их совокупность), называемые угрозами национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности – это негативные факторы и явления, препятствующие реализации жизненно важных интересов государства, общества и личности, оказывающие дестабилизирующее воздействие на экономику страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Угрозы подразделяются на внутренние и внешние. Угрозы национальной безопасности в значительной степени порождаются угрозами экономической безопасности. Внутренние угрозы экономической безопасности:
- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики (обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции);
- изношенность производственных мощностей;
- низкая инновационность экономики (недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований в производство);
- малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
- нестабильное финансовое состояние предприятий, дефицит оборотных средств;
- высокий уровень монополизации экономики, несовершенство государственного регулирования монополий и др.
Внешние угрозы экономической безопасности:
- торговые барьеры со стороны других государств;
- нестабильность цен на импортируемые Беларусью товары;
- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической продукции;
- нарушение экономических соглашений странами-партнерами (новые тарифы, лицензии);
- несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;
- ужесточение международных стандартов и др.
Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.