Самостоятельность в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики на основе национальной денежной единицы Республики Беларусь фактически ведет свое начало с середины 1992 г., когда в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление белорусского рубля в качестве единственного законного средства платежа произошло лишь через два года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19 октября 1994 г. и было обусловлено политической неопределенностью в деле объединения денежных систем России и Беларуси. В силу этих обстоятельств формирование нормативно-правовой базы функционирования банковской системы и переход на бухгалтерский и статистический учет, базирующийся на международных стандартах, был завершен только в конце 1994 г. В результате роль государственного регулирования в денежно-кредитной и валютной сфере и 1942-1994 гг. была пассивной. Высокие темпы инфляции в этом периоде (прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц составил около 28%) были обусловлены процессами выравнивания внутренних и мировых цен, связанными с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени - монетарными факторами. Так. совокупная денежная масса к концу 1994г. выросла по сравнению с 1991 г. в 1213 раз, тогда как аналогичный показатель по инфляции составил 7156 раз.
|
|
Начиная с августа 1995 г. ухудшились происходящие на валютном рынке процессы. Основным фактором, повлекшим изменение конъюнктуры на валютном рынке, явилась продолжительная стабильность обменного курса рубля при растущих внутренних иенах. Это привело к существенному росту реального курса белорусского рубля, что в свою очередь повысило эффективность импорта, в особенности из дальнего зарубежья. В связи с этим увеличился спрос на иностранную валюту со стороны импортеров. В результате произошло превышение спроса над предложением на валютном рынке.
Административная фиксация официального курса, обусловленная намерением нейтрализовать его инфляционное влияние в экономике, в дальнейшем негативно отразилась на ситуации на валютном рынке. Национальный банк был вынужден продавать валюту с целью поддержания курса белорусского рубля. Для того чтобы не допустить сокращения валютных резервов, принимались меры административного характера, ужесточающие контроль за приобретением валюты и порядок проведения торгов на бирже, - запрещались покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке нерезидентами со счетов типа «Н», сделки на внебиржевом валютном рынке временно ограничивались размерами одного биржевого лота, был введен запрет на выдачу валютных кредитов субъектам хозяйствования, а Министерство экономики установило перечень продукции, на закупку которой валютные средства должны выделяться на МВБ в первоочередном порядке и др.
|
|
34 Химическая нефтехимическая. В отрасль входят следующие подотрасли: лесохимия - добыча живицы, производство скипидара, канифоли, дубильных экстрактов, гидролизного этилового спирта, гидролизных кормовых дрожжей, кормового витамина и лизина; лакокрасочной - лаки, эмали, краски; химических волокон, нитей искусственных, кордной ткани; резинотехнических изделий, регенерата и автопокрышек; синтетических смол и пластических масс, трубы и детали трубопроводов из термопластов, синтетические моющие средства; минеральных удобрений - азотных, фосфатных, калийных; нефтехимическая -полиэтилен, нитрил акриловые кислоты, сульфат аммония, полиэфирный воск, кормовой микробиологический белок; химико-фармацевтическая промышленность.
Из большого ассортимента продукции отрасли выделим химические волокна и нити, а также калийные удобрения. Производство химических волокон и нитей началось на Моги-левской шелковой фабрике в 1932 г. и составило 1035 тонн. Строительство других предприятий этого профиля привело к росту выпуска химических нитей и волокон до 64,8 тыс. тонн в 1970г., в 1975г. -до 151,2 тыс., а в 1990 г. до 453,2 тыс. тонн. По выпуску этой продукции республика стала крупным производителем как в СССР, так: и среди стран Европы. Искусственные нити и волокна Светлогорского, Могилевского и Гродненского объединений «Химволокно» соответствуют, а по ряду параметров значительно превосходят лучшие образцы ведущих фирм мира. Научно-производственный потенциал отрасли обеспечил выпуск около 40% химических волокон и нитей из производимых в СНГ. Однако, по ряду причин экономического, организационного и политического характера, производство химических волокон и нитей в 1995 г. составило 209,2 тыс. тонн, то есть сократилось более чем вдвое. Беларусь производит до 600 кг различных минеральных удобрений на душу населения, что в 10 раз больше, чем в любой другой стране, за исключением Канады, где этот показатель равен 450. В 1975г. было добыто 3995, 0 тыс. т., а в 1985 г. - 5144 тыс. т. калийных удобрений, к 1990 г. уровень добычи несколько сократился. Существенное падение производства было в 1993 г. (до 1947 тыс. т.). В 1995 г. добыто 2795 тыс.т. калийных удобрений. Причины кризиса отрасли, на наш взгляд, раскрыли Б.Кобриков и Т.Ме-лешко. Они писали: «Распад Союза, стихийное становление рынка на всей его территории, затянувшийся кризис в бывших социалистических странах резко изменили условия функционирования ПО «Беларуськалий». Прежде всего возникли трудности со сбытом продукции. Этот объективный процесс усугубился тем, что государство - собственник комбината - не перестроилось к методах управления. По-прежнему руководство его деятельностью осуществляется с помощью госзаказа, постановлений Совета Министров, распоряжений: кому и по какой цене поставлять продукцию, в каком количестве и в какие фонды направлять прибыль. Да, государство как собственник должно контролировать деятельность ПО «Беларуськалий», но не таким образом. В условиях, когда до 90% продукции экспортируется в страны с рыночной экономикой, политику сбыта следует строить, исходя из потребностей рынка, работать по законам рынка. Да и государство должно управлять, используя эти же законы. Сбытовая политика комбината должна базироваться на реальностях, а не на пожеланиях Совмина. А реальность такова - потребление калийных удобрений в странах бывшего Союза упало в несколько раз. Западная Европа ставит жесткие антидемпинговые требования, новые рынки сбыта еще не освоены. Совмин по-прежнему планирует «бурный рост сбыта». Так, февральское постановление СМ РБ «нацеливает» комбинат распределить следующим образом 6,2 млн. т. удобрений:
|
|
• собственному сельскому хозяйству - 1,3 млн.т.;
• поставка по межправительственным соглашениям - 2,2 млн.т.;
• экспорт- 2,7 млн.т.Это было бы неплохо, да рынок не принимает такое количество продукцииТолько из потребностей рынка и возможностей сбыта должна формироваться производственная программа ПО «Беларуськалий», а не по приказу Совмина.
Безусловно, падение производства калийных удобрений до уровня 50% потенциальной мощности комбината - явление ненормальное. Выход на новые рынки приведет к росту объема производства до 4 млн.т. в 1995 г. и до 5,0 млн.т. к 2000 г. Скорее всего, это и будет оптимальный объем производства, который позволит решить все проблемы. При таком объеме «Беларуськалий» останется крупнейшим производителем калийных удобрений в мире.1