Денежно-кредитная и валютная политика

Самостоятельность в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики на основе национальной денежной единицы Республики Беларусь фактически ведет свое начало с середины 1992 г., когда в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление белорусского рубля в качестве единственного законного средства платежа произошло лишь через два года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19 октября 1994 г. и было обусловлено политической неопределенностью в деле объединения денежных систем России и Беларуси. В силу этих обстоятельств формирование нормативно-правовой базы функционирования банковской системы и переход на бухгалтерский и статистический учет, базирующийся на международных стандартах, был завершен только в конце 1994 г. В результате роль государственного регулирования в денежно-кредитной и валютной сфере и 1942-1994 гг. была пассивной. Высокие темпы инфляции в этом периоде (прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц составил около 28%) были обусловлены процессами выравнивания внутренних и мировых цен, связанными с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени - монетарными факторами. Так. совокупная денежная масса к концу 1994г. выросла по сравнению с 1991 г. в 1213 раз, тогда как аналогичный показатель по инфляции составил 7156 раз.

Начиная с августа 1995 г. ухудшились происходящие на валютном рынке процессы. Основным фактором, повлекшим изменение конъюнктуры на валютном рынке, явилась продолжительная стабильность обменного курса рубля при растущих внутренних иенах. Это привело к существенному росту реального курса белорусского рубля, что в свою очередь повысило эффективность импорта, в особенности из дальнего зарубежья. В связи с этим увеличился спрос на иностранную валюту со стороны импортеров. В результате произошло превышение спроса над предложением на валютном рынке.

Административная фиксация официального курса, обусловленная намерением нейтрализовать его инфляционное влияние в экономике, в дальнейшем негативно отразилась на ситуации на валютном рынке. Национальный банк был вынужден продавать валюту с целью поддержания курса белорусского рубля. Для того чтобы не допустить сокращения валютных резервов, принимались меры административного характера, ужесточающие контроль за приобретением валюты и порядок проведения торгов на бирже, - запрещались покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке нерезидентами со счетов типа «Н», сделки на внебиржевом валютном рынке временно ограничивались размерами одного биржевого лота, был введен запрет на выдачу валютных кредитов субъектам хозяйствования, а Министерство экономики установило перечень продукции, на закупку которой валютные средства должны выделяться на МВБ в первоочередном порядке и др.

34 Химическая нефтехимическая. В отрасль входят следующие подотрасли: лесохимия - добыча живицы, производство скипидара, канифоли, дубильных экстрактов, гидролизного этилового спирта, гидролизных кормовых дрожжей, кормового витамина и ли­зина; лакокрасочной - лаки, эмали, краски; хи­мических волокон, нитей искусственных, кордной ткани; резинотехнических изделий, реге­нерата и автопокрышек; синтетических смол и пластических масс, трубы и детали трубопро­водов из термопластов, синтетические мою­щие средства; минеральных удобрений - азот­ных, фосфатных, калийных; нефтехимическая -полиэтилен, нитрил акриловые кислоты, суль­фат аммония, полиэфирный воск, кормовой микробиологический белок; химико-фармацев­тическая промышленность.

Из большого ассортимента продукции от­расли выделим химические волокна и нити, а также калийные удобрения. Производство хи­мических волокон и нитей началось на Моги-левской шелковой фабрике в 1932 г. и состави­ло 1035 тонн. Строительство других предпри­ятий этого профиля привело к росту выпуска химических нитей и волокон до 64,8 тыс. тонн в 1970г., в 1975г. -до 151,2 тыс., а в 1990 г. до 453,2 тыс. тонн. По выпуску этой продукции республика стала крупным производителем как в СССР, так: и среди стран Европы. Искусствен­ные нити и волокна Светлогорского, Могилевского и Гродненского объединений «Химволокно» соответствуют, а по ряду параметров зна­чительно превосходят лучшие образцы веду­щих фирм мира. Научно-производственный потенциал отрасли обеспечил выпуск около 40% химических волокон и нитей из произво­димых в СНГ. Однако, по ряду причин экономи­ческого, организационного и политического характера, производство химических волокон и нитей в 1995 г. составило 209,2 тыс. тонн, то есть сократилось более чем вдвое. Беларусь про­изводит до 600 кг различных минеральных удобрений на душу населения, что в 10 раз больше, чем в любой другой стране, за исклю­чением Канады, где этот показатель равен 450. В 1975г. было добыто 3995, 0 тыс. т., а в 1985 г. - 5144 тыс. т. калийных удобрений, к 1990 г. уровень добычи несколько сократился. Суще­ственное падение производства было в 1993 г. (до 1947 тыс. т.). В 1995 г. добыто 2795 тыс.т. калийных удобрений. Причины кризиса отрас­ли, на наш взгляд, раскрыли Б.Кобриков и Т.Ме-лешко. Они писали: «Распад Союза, стихийное становление рынка на всей его территории, затянувшийся кризис в бывших социалистичес­ких странах резко изменили условия функцио­нирования ПО «Беларуськалий». Прежде всего возникли трудности со сбытом продукции. Этот объективный процесс усугубился тем, что го­сударство - собственник комбината - не пере­строилось к методах управления. По-прежне­му руководство его деятельностью осуществ­ляется с помощью госзаказа, постановлений Совета Министров, распоряжений: кому и по какой цене поставлять продукцию, в каком ко­личестве и в какие фонды направлять прибыль. Да, государство как собственник должно конт­ролировать деятельность ПО «Беларуськалий», но не таким образом. В условиях, когда до 90% продукции экспортируется в страны с рыночной экономикой, политику сбыта следует стро­ить, исходя из потребностей рынка, работать по законам рынка. Да и государство должно управлять, используя эти же законы. Сбытовая политика комбината должна базироваться на реальностях, а не на пожеланиях Совмина. А реальность такова - потребление калийных удобрений в странах бывшего Союза упало в несколько раз. Западная Европа ставит жест­кие антидемпинговые требования, новые рын­ки сбыта еще не освоены. Совмин по-прежне­му планирует «бурный рост сбыта». Так, фев­ральское постановление СМ РБ «нацеливает» комбинат распределить следующим образом 6,2 млн. т. удобрений:

• собственному сельскому хозяйству - 1,3 млн.т.;

• поставка по межправительственным согла­шениям - 2,2 млн.т.;

• экспорт- 2,7 млн.т.Это было бы неплохо, да рынок не прини­мает такое количество продукцииТолько из потребностей рынка и возмож­ностей сбыта должна формироваться произ­водственная программа ПО «Беларуськалий», а не по приказу Совмина.

Безусловно, падение производства калий­ных удобрений до уровня 50% потенциальной мощности комбината - явление ненормальное. Выход на новые рынки приведет к росту объе­ма производства до 4 млн.т. в 1995 г. и до 5,0 млн.т. к 2000 г. Скорее всего, это и будет опти­мальный объем производства, который позво­лит решить все проблемы. При таком объеме «Беларуськалий» останется крупнейшим про­изводителем калийных удобрений в мире.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: