Роль воспитания в сохранении целостности культурного пространства

В настоящее время отличие России от большинства других стран заключается в объединении на ее территории нац. сообществ, различающихся уровнем социокультурного развития. Сегодня в основу российского образования положены такие системные принципы, которые позволяют превратить его в эффективный социокультурный механизм, способствующий этнической целостности общества. Воспитание в этой концепции опред. как процесс пед.помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. Принцип культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизме­нению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к обра­зованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры; Культурное пространство – это поле (по аналогии с физическими полями), порождаемое взаимодействиями и воздействиями ценностей культуры и их систем.

19. Личность как система соц. статусов и ролей

Личность - это интегральное понятие, хар. чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоц. отношений и объединяющее в нем общечеловеч., соц.-специфич.и индивидуально-неповторимое.Под личн-ю понимают соц.качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

Статус — это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль — это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Разл. статус прирожденный (соц. происхождение, национальность) и достижимый (образование). Человек может изменить свой соц. статус, повысить его либо понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает разл. в зависимости от того, какую соц. роль он выполняет в данный момент (роль отца, руководителя). Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые хар-ки человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Проф-должностной — это базисный статус личности, В нем фиксируется соц., эконом. и производственно-техн. положение (банкир, инженер.). Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое соц. напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Многообразие соц. ролей, выполняемых нами, становится причиной, порождающей разл.явления индивидуальной жизни. Прежде всего, отметим, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность же сочетания социальных функций и ролей выступает как один из аспектов индивидуальной личности, особенностей ее духовных свойств и качеств. Но самое главное — это то, что многообразие ролей порождает внутренние ролевые конфликты личности.

20. Понятие социальной роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт.

Социальная роль - это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей.

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. Основными причинами ролевых напряжений являются, прежде всего ролевые конфликты

Ролевым конфликтом называет­ся такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовле­творять требования двух или более несов­местимых ролей. Ролевой конфликт не является конфликтной ситуацией, которая происходит между двумя и более людьми. Ролевой конфликт представляет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Он задерживает принятие решений. Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие, когда приходится «привыкать» к роли студента, матери, замужней женщины и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: