Воспитание чуткости и отзывчивости

В нравственном воспитании большую роль играет формиро­вание тончайших моральных чувств - человеческого долга, чуткости, отзывчивости. Осуществление принципа: человек че­ловеку друг, товарищ и брат - требует того, чтобы каждый с малых лет был чутким и внимательным к духовному миру дру­гого человека, чтобы источником личного счастья для каждого была нравственная чистота, красота, благородство глубоко лич­ных, интимных отношений.

Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребенок, от­давая тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость. Главное же в этой самой тонкой сфере воспитательной работы, как показывает опыт, - переживание ребенком горя, забот, страданий другого человека, личное участие в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии.

Для воспитательной работы в этом направлении наиболее благоприятен младший возраст: маленькие дети особенно чутко реагируют на горе других людей. Поскольку же в окружающей жизни всегда есть горе, заботы, страдания, вдумчивый и чуткий педагог, умело рассказывая об этом, всегда может создать в детском воображении яркие картины, влияющие на чувства маленьких слушателей.

Мы рассказываем детям о людях, которые нуждаются в по­мощи, сочувствии, душевном участии. Однажды я рассказал малышам-первоклассникам о 7-летнем мальчике Мише К., который уже два года был прикован болезнью к постели и поэто­му не мог ходить в школу. Детям сразу же захотелось пойти к мальчику. Первое посещение больного ребенка оставило глубокий след в душе детей. Они рассказали ему о школе, подарили игрушки, рисунки, через день понесли азбуку-шкатулку. Дальнейшие посещения больного мальчика стали для каждого ре­бенка не обязанностью, а душевной потребностью, внутренним долгом. Каждый шел к Мише, когда хотел. Миша выучил азбуку, научился читать, в школьной мастерской ребята сделали столик на котором он мог писать. Каждый ученик - уже не только первоклассники, но и старшие - стремился быть при­частным к успеху Миши. Со своей стороны мальчику хотелось чем-то отблагодарить товарищей. У него оказались незаурядные способности к рисованию. Он рисовал картинки и дарил их то­варищам.

Пришло лето. Миша проводил целые дни на воздухе - его постель ставили в тени деревьев. Дети помогали ему провести курс солнечного лечения. На лужайке, перед его постелью, они играли, рассказывали сказки, разыгрывали инсценировки народных сказок. Миша оказался хорошим чтецом: он тоже читал товарищам стихи, сказки.

Прошел еще год, опять дети провели лето с Мишей. В уче­нии не отставал, перешел в III класс. Мальчик окреп, его больные ноги, по словам детей, «пробудились». Когда Миша встал на ноги и прошел несколько шагов, каждый из его друзей переживал это как личное счастье. Несколько месяцев дети привозили Мишу в школу на маленькой коляске. Весной мальчик стал ходить значительно лучше, и, когда наступил первый день занятий, он сам пошел в школу. С каждым годом здоровье улучшалось. Он окончил среднюю школу, работает слесарем на машиностроительном заводе, стал спортсменом.

Забота о товарище сыграла большую роль в духовной жизни детей. Каждый чувствовал, что он вложил свои силы в человека, возвращенного к жизни. У всех, кто дружил с Мишей и помогал ему, выработалась черта, которую можно назвать ду­шевной мягкостью, ласковостью.

Горе человеческое многогранно и неповторимо. Важно, что бы дети умели приносить радость другим людям, тогда они сами почувствуют горе других людей, сами найдут пути наиболее радостного и трудового творчества - человечности.

Я рассказал тем же первоклассникам о судьбе бывшего партизана Андрея Степановича Н. Во время Великой Отечественной войны фашисты убили жену партизана, а двух мало летних сыновей (двух и четырех лет) увезли в Германию, на печатав в местных газетах сообщение о том, что сыновья партизана будут воспитаны в арийском духе, станут врагами коммунизма. Когда окончилась война, Андрей Степанович стал искать детей. Но поиски были безрезультатными. Он не мог забыть страшного горя. Работал электротехником в совхозе, жил замкнуто, избегал общения с людьми. Помощь в таки случаях нужна особая: чуткое, деликатное проникновение вмир чувств человека, сраженного горем. Человек, нуждающийся в такой помощи, чувствует малейшую фальшь, малейшую искусственность. Я стремился пробудить в сердцах малышей подобные чувства, чтобы их помощь, сочувствие не бередили душевных ран, а согревали лаской. Надо было просто дать человеку радость. Глухую улочку, где жил Андрей Степанович, мы очистили от сорняков, посадили яблони. Андрей Степанович долго не обращал на нас внимания, и мы были очень огорчены. Но потом он стал выходить к нам из своего дома. Мы видели, как он вслушивался в детские голоса. Потом он попросил принести несколько виноградных лоз. Эта просьба нас очень, обрадовала.

Андрей Степанович посадил виноград, пригласил нас в дом, угостил яблоками.

3авязалась оживленная беседа. Андрей Степанович рас спрашивал детей о школьных делах. Со своей стороны, дети рассказывали об играх, о прогулках в лес, поделились тайнами: о маленькой лесной пещере, в которой они прячут свое игрушечное оружие; о таинственном уголке на берегу пруда, где плавают щуки.

Андрей Степанович пошел в воскресенье с детьми в лес. Это был незабываемый день. Андрей Степанович умел увлекательно рассказывать о природе, он показал детям гнездо зайчихи, лисью нору, белку, у плотины пруда - ондатру.

Казалось, человек несколько лет ожидал, когда к нему при дут люди, по-настоящему сочувствующие его горю, ни словом не напоминающие о горе. Андрей Степанович перестал быть одиноким, в нем пробудилась угасшая было потребность в общении с людьми. Каждое воскресенье дети шли с ним в лес, на берег реки и озера, в степь - везде перед ними открывалось что-нибудь новое, неизвестное. В весенние и летние каникулы высаживались на острове, выбирали уединенный уголок, варили обед, собирали коллекции и гербарии. 3а десять лет друж­бы никто не нарушил данного обещания: не было сказано ни слова о партизанском прошлом Андрея Степановича, никто не просил рассказать что-нибудь о суровых днях войны. Ученики стали взрослыми людьми, и их дружба с ним стала теперь еще крепче.

Годы дружбы, наполненной взаимным созданием радости друг для друга, воспитали у детей чуткость к духовному миру человека, потребность в человеке. Тот, у кого есть эта потребность каким-то неведомым чувством находит людей, которым надо делать добро. Нашли таких людей и мои питомцы, когда, учились в 4 классе. Возвращаясь как-то домой из лесу, они увидели старика. Был жаркий день, дедушка тоже шел до­мой. Дети помогли ему нести одежду. Душевная чуткость под­сказала ребятам, что дедушка чем-то опечален. «У него большое горе»,- сказали девочки. От родителей они узнали, что их новому знакомому 70 лет, он врач-пенсионер, переехавший недавно из соседнего села. Несколько месяцев назад он похоронил там жену, с которой прожил почти 50 лет, и он уехал оттуда, чтобы ничто не напоминало ему о дорогом человеке. Теперь он каждое воскресенье носит на могилу жены цветы, которые выращивает в маленькой оранжерее.

Дети почувствовали, что старый человек нуждается в уча­стии, в дружбе. Накануне воскресенья они понесли врачу букет роз. Старик был растроган. Дети попросили у него разрешения сопровождать его в соседнее село, но старый врач не согласил­ся. Они проводили его только до леса и там ожидали возвраще­ния. С тех пор так было каждое воскресенье, детей не останавливали ни ненастная погода, ни холод.

Дети стали помогать новому знакомому в уходе за цветами, а он открывал им секреты цветоводства. Его радовало, что детей увлекают цветы. Он передавал детям свое восхищение кра­сотой чувствовать тончайшие оттенки красивого.

Детям хотелось принести Петру Афанасьевичу - так звали старого доктора - какую-нибудь радость. Они узнали, когда день рождения его покойной жены и накануне отнесли на ее могилу букет цветов. Петр Афанасьевич был очень взволнован и в дальнейшем всячески старался доказать свою призна­тельность. Весной он помог заложить в школе питомник гладиолусов и новую сиреневую рощу. Уход за цветами принес детям новые радости. Каждый из них создал цветник (а отдельные ученики и оранжерею) на приусадебном участке родителей, цветы вошли в духовную жизнь семей. Отец и мать Веры Т. жили недружно, между ними часто бывали ссоры. Вера посадила на клумбе перед окном цветы, образующие две начальные буквы имен отца и матери. Это произвело на роди­телей большое впечатление. Ссоры в семье прекратились, воцарился мир.

...Через два года старый врач умер. Его смерть была для нас большим горем. Похоронили его рядом с женой. На двух могилах время от времени появляются букеты живых цветов: молодые люди не забывают того, кто открыл перед ними еще один оттенок человеческой красоты и добра.

Эти уроки человечности мы рассматриваем как важнейший элемент нравственного воспитания. Здесь мы имеем дело с воспитанием положительных эмоций. Многолетний опыт дает основание утверждать, что воспитание эмоций - это не частная, узкая задача, а самая сущность всего процесса становления нравственного облика человека.

В течение двадцати лет я веду наблюдения над восприятием, осмысливанием, переосмысливанием учащимися нравственных понятий, истин, норм, составляющих моральные ценности нашего общества. Эти наблюдения показывают, что чуткость, реакция мысли, личное отношение ребенка к словам учителя, раскрывающим сущность нравственных ценностей, зависят от того, насколько развиты у него положительные эмо­ции. Равнодушным к словам учителя остается тот, у кого не развиты положительные эмоции. Если же ученик близко принимает к сердцу горе, несчастье, страдания других людей, ес­ли он многократно пережил горячее стремление прийти кому-­то на помощь и выразил свое желание в деятельности, слов учителя он воспринимает как непосредственно обращенный к нему призыв, даже когда лично о нем учитель ничего не го­ворил.

Мы глубоко убедились, что эмоциональная чуткость, эмоциональная воспитанность являются как бы толчком, побуж­дающим мысль к раздумьям над сущностью нравственных по­учений, советов. Исследованиями советских ученых давно до­казано, что деятельность коры полушарий головного мозга стимулируется подкорковыми центрами - центрами эмоций. «Главный импульс для деятельности коры идет из подкорки, ­писал И. П. Павлов.- Если исключить эти эмоции, то кора ли­шится главного источника силы». Наука о высшей нервной деятельности человека помогает не только объяснить все то, что происходит в сокровеннейших уголках детской души, но и направить по тому пути, который необходим для правильно­го воспитания.

Среди самых сложных процессов духовного мира наших пи­томцев на первом месте стоит процесс формирования личных убеждений, личных взглядов, процесс преобразования истин в живую плоть и кровь поступков, поведения. Этот процесс, не­сомненно, зависит в огромной степени от эмоционального вос­питания, от формирования положительных чувств. Воспитание чувства человечности - одна из самых важных сторон станов­лении нравственной культуры.

Гуманность невозможна без чуткости к человеку. Любить все человечество проще, чем одного человека. Помочь одному человеку труднее, чем заявить: «Я люблю свой народ».

Каждый, кто вступает в жизнь, должен быть не только прек­расным умельцем, мастером, производителем материальных ценностей, но и душевным, отзывчивым, чутким человеком. Никогда не потеряют своего значения слова В. Г. Белинского, сказанные им больше ста лет назад: «Будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми ­– вот вопрос!». Самое важное и самое трудное как раз в том и заключается, чтобы наши воспитанники вступали в жизнь на­ настоящими людьми. Человек эпохи строительства коммунизма в нашей стране не сможет жить без того, чтобы не делать людям добро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: