Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, проездом к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.
В последние годы наметилась тенденция снижения численности детей-инвалидов. Уменьшению численности детей-инвалидов, а, соответственно, и более полной интеграции этой категории детей в общество, способствует внедрение в практику диагностики и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие рано активизировать силы пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.
|
|
Большинство детей-инвалидов (более 87 %) проживает в семьях, остальные – в интернатных учреждениях. Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. Бедность не позволяет использовать новейшие технические возможности для дистанционного образования и создает другие сложности.
Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы медико-социальной экспертизы и в обеспечении комплексной реабилитации детей-инвалидов. В этой работе принимают участие как минимум семь структур. Это администрация региона и муниципалитета, бюро медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу.
Реабилитация детей-инвалидов является важнейшим элементом реализации государственной политики в области социальной защиты. Основным приоритетом деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является создание оптимальных условий со стороны государства и общества для социальной адаптации инвалидов в соответствии с их физическими и психофизиологическими возможностями и степенью ограничения основных категорий жизнедеятельности.
|
|
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг, в первую очередь для детей-инвалидов, является важнейшей задачей органов государственной власти всех уровней.
При этом на сегодняшний день в данной области остается нерешенным целый ряд проблемных вопросов.
Так, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление общих принципов организации и осуществление реабилитации инвалидов отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам реабилитационных мероприятий, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.
Отсутствуют единые требования к качеству услуг, оказываемых в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитации с использованием методов физической культуры и спорта.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации не созданы действенные механизмы, позволяющие скоординировать деятельность различных органов исполнительной власти по выполнению рекомендаций индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Отсутствие межведомственных систем автоматизированного персонифицированного учета инвалидов на федеральном и региональном уровнях не позволяет обеспечить выявление потребности инвалидов в различных видах реабилитационных мероприятий, технических средствах реабилитации и услугах, осуществлять сбор, анализ и обобщение сведений о предоставлении инвалидам указанных мер социальной поддержки, а также затрудняет формирование актуальной и достоверной статистической информации в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Одним из важнейших аспектов является обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий вопросы организации предоставления общего образования детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в связи с чем основные меры в этом направлении реализуются на региональном и муниципальном уровнях.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе, что позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Важную роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии играют психолого-медико-педагогические комиссии.
В ряде регионов выявлена негативная тенденция, выражающаяся в формальном подходе к работе психолого-медико-педагогических комиссий. Зачастую в столь важной процедуре, определяющей условия для учебы ребенка с отклонениями в развитии, не присутствуют ведущие специалисты (психиатр, психолог, логопед, дефектолог). Что свидетельствует об отсутствии должного внимания к этому вопросу и межведомственного контроля за работой членов этих комиссий.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, в которую входят дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В последние годы развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, совершенствуется законодательство в целях организации обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа. Более распространенная модель интеграции предполагает обучение этих детей в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях.
|
|
Организация обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства ребенка и его родителей позволяет избежать помещение детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Значимой проблемой для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение профессионального образования. В действующих образовательных учреждениях условия для обучения данной категории несовершеннолетних не созданы. Отсутствуют специальные группы, обеспечивающие лицам с ограниченными возможностями здоровья, получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения.
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
|
|
Кроме того, образовательные учреждения профобразования для инвалидов не равномерно распределены по территории страны. Решение проблемы профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья связано со значительными финансовыми затратами.
Основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:
· ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;
· недостаточная с точки зрения поставленных целей финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
· недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.