Проблема происхождения феодального общества в зарубежной историографии

Феодализм как научный термин входит в употребление в раннее Новое время. С самого начала не было единства в его употреблении. Проблема происхождения феодализма возникла одновременно с самим этим понятием. Во Франции в XVIII в. сложились 2 теории: «германистическая» теория (феодализм сложился в результате германских завоеваний) и романистическая теория (продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население).

В начале XIX в. германистическая теория пользовалась преобладающим влиянием. «Романистическая» теория в первой половине XIX в. не пользовалась влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза (Савиньи). Историки О. Тьерри и Ф. Гизо, признавая факт германского завоевания и его плодотворность, они указывали также на воздействие в процессе феодализации романских традиций – римского права, муниципального строя, христианской церкви, монархического принципа. С германским завоеванием они связывали и возникновение двух основных «классов» будущего феодального общества – дворян (потомков завоевателей-германцев) и «третьего сословия» – крестьян и горожан (потомков галло-римлян).

Во 2 пол. XIX в. – общинная (марковая) теория Г.Л. Маурера (решающая роль – переход от аграрного строя свободной общины к господству крупной феодальной вотчины). Эти взгляды в основном разделяли и сторонники классической вотчинной теории (основной акцент на возникновении вотчины).

Дальше других в формулировке четких, однозначных определений феодализма пошла марксистская историческая мысль, одновременно наполнив старый термин новым содержанием. Под знаком марксизма шло развитие отечественной науки на протяжении почти всего 20 в. Немало последователей марксистской методологии нашлось и в других странах. Марксизм включил феодальный способ производства в свою стадиально-типологическую схему социальной эволюции человечества (первобытно-общинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм). Основой феодальной общественно-экономической формации была признана собственность феодалов на средства производства, в первую очередь на землю, и неполная собственность на работника производства, крестьянина. Вместе с тем констатировалось наличие, наряду с феодальной собственностью, частной собственности феодально-зависимого крестьянина на свои орудия труда и личное хозяйство, – равно как и сосуществование в рамках феодальной формации нескольких социально-экономических укладов.

В середине 1870-х годов Ф. де Куланж возродил «романистическую» концепцию генезиса феодализма во Франции: единственный источник феодального аграрного и социального строя – позднеримские институты и прежде всего римскую рабовладельческую виллу, из которой появились вотчины.

«Критического» направление сняло вопрос об экономических и социальных сдвигах, лежавших в основе процесса феодализации. Определяющую роль в нем они отводили политике государства. В противовес теориям «скачка» («цезуры») при переходе от античности к средневековью А. Допш пытался обосновать теорию непрерывного развития («континуитета») римских и германских традиций (почти одинаковых в его представлении) в этот период.

С конца 40-х годов XX в. два направления: продолжает развивать идеи «критического» направления; второе уточняет и кое в чем видоизменяет концепцию А. Блока (община – первичное социальное явление, присущее всем народам, вотчина – вторична).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: