Сто великих городов мира 21 страница

Обелиск объявлялся народным достоянием.

Особой заботой окружен в Буэнос-Айресе музыкальный театр «Колон», для

возведения которого архитекторы и строители использовали лучшие

материалы, какие только могли собрать со всего мира: золотисто-желтый

мрамор из Италии, французские витражи, венецианскую мозаику..

Позолоченная лепнина театральных стен, капителей и мраморных колонн,

мебель и скульптуры — все бережно сохраняется в театре в том виде, в каком

их впервые увидели зрители. И в то же время театр «Колон» постоянно

оснащается самым современным оборудованием.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

БУЭНОС-АЙРЕС

А на складах театра хранятся 80 000 костюмов всех спектаклей, которые

когда-либо шли на его сцене; в архивах записаны мерки знаменитых

исполнителей всего мира, поэтому мастерские театра всегда готовы сшить

нужный костюм для любого из них.

Буэнос-Айрес — это еще и город памятников: их ставили завоевателям и

освободителям, поэтам и музыкантам, ученым и литературным героям, а судя

по их количеству — и просто хорошим людям. Причем любопытно отметить,

что ставили памятники генералам, которые никогда ни в каких войнах не

участвовали; если не считать обычных для латиноамериканских стран

пограничных стычек и правительственных переворотов.

На площади Сен-Мартина скульптор Ж. Даунас воздвиг памятник герою нации

— генералу Хосе де Сан-Мартину. Отлитая из бронзы конная статуя

первоначально была установлена в 1862 году, а через 50 лет скульптор Г.

Эберлейн поднял ее на новое, более грандиозное основание.

Этот величественный комплекс интересен не только как произведение

искусства, он может служить и своего рода пособием для изучения истории

борьбы испанских колоний за свою независимость Фигуру генерала, стоящего

на красном гранитном постаменте, окружают четыре скульптурные группы:

«В поход», «Битва», «Триумф» и «Возвращение победителей». У подножия

памятника восседает бог войны Марс, который подле себя держит огромного

красавца-орла. Барельефы, расположившиеся с трех сторон постамента,

изображают три главные победы Сен-Мартина— в сражениях при Сан-

Лоренсо, Чакабуко и Майпу.

По пути в знаменитый района Бока расположился парк Лесома, названный по

имени последнего владельца этого живописного уголка. Некоторые историки

утверждают, что именно в этом месте конкистадор Педро де Мендоса решил

основать поселение. Его попытка закончилась неудачей, но жители Буэнос-

Айреса хранят память о человеке, возглавившем самую многочисленную

экспедицию в Америку. Они установили в парке Лесома памятник ему, где

изобразили испанца в полном боевом одеянии и опирающимся на шпагу. Вид

Педро де Мендоса величествен, но герой кажется усталым, как будто он

смирился с невозможностью наладить добрые отношения с индейцами. За

спиной Педро де Мендоса высечено изображение индейца, застывшего с

поднятыми руками. Одни считают, что он символизирует дружелюбие

аборигенов, вначале радушно принявших испанцев; другие полагают, что

образ непокоренного индейца до конца дней преследовал конкистадора,

который умер на корабле, увозившем его на родину.

Через 44 года после Педро де Мендосы конкистадор Хуан де Гарай повторил

попытку основать город на берегу Ла-Платы, но уже в другом месте. На этот

раз попытка была удачной, поэтому немецкий скульптор Г. Эберлейн в 1915

году установил памятник Хуану де Гараю.

Низменный, совершенно ровный берег Ла-Платы, на котором раскинулся

Буэнос-Айрес, способствовал строго геометрической планировке

города. Параллельные, пересекающиеся под прямым углом улицы делят его

на небольшие правильные квадраты Сторона каждого такого квартала-

квадрата равна аргентинской мере длины — куадре (130 метров). Нумерация

домов здесь необычна: каждый следующий квартал начинается с новой сотни.

Буэнос-Айрес застраивался спиной к берегу Ла-Платы, в городе нет ни одной

жилой зоны, которая была бы полностью привязана к побережью. Все жилые

кварталы находятся внутри города, а район старого порта вообще отделен от

Буэнос-Айреса своеобразным буфером, который не дает подойти к реке.

Несколько лет назад были закрыты для доступа пляжи на северном

побережье (в Костаньере Норте): сейчас здесь расположились красивые

офисы и дорогие клубы для тех, кто в состоянии платить. Однако в городском

муниципалитете строятся планы, чтобы вернуть к жизни старую южную зону

Буэнос-Айреса.

В настоящее время концентрация хозяйственной и политической власти в

Буэнос-Айресе вызывает протест множества аргентинских провинций,

которые считают, что «настоящая Аргентина начинается там, где кончается

Буэнос-Айрес». Об этом же говорил и писатель А. Варела, который называл

аргентинскую столицу «головой гиганта на туловище карлика» за то, что

город разрастается за счет обескровливания большей части страны. Вопрос о

перенесении столицы ставится уже не впервые, тем более что аргентинская

история знает и практические попытки сделать столицей государства другие

города Аргентины.

ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА ИМПЕРИИ ИНКОВ

ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА ИМПЕРИИ ИНКОВ

Крепость Саксауаман

«Золото» — вот то магическое слово, «которое гнало испанцев через

Атлантический океан; золото — вот чего первым делом требовал белый, как

только ступал на вновь открытый берег». Это неудержимое стремление к

золоту вызывало у завоеванных народов даже некоторое изумление и

недоумение. Известно, что на вопрос одного индейца, почему белые люди так

жаждут золота, испанский конкистадор Э. Кортес вынужден был ответить:

«Они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только

золото».

Сами индейцы относились к золоту совершенно иначе Для инков золото было

только священным металлом бога Солнца, которому они поклонялись как

родоначальнику своих царей. Золото предназначалось лишь для того, чтобы

умилостивить бога Солнца, из него делались украшения, скульптурные

фигурки, троны Великих Инка, но это было связано только с религиозным

культом.

Когда испанский конкистадор Ф. Писарро захватил в плен вождя инков

Атауальпу, тот предложил за свое освобождение золота столько, что оно

покроет весь пол в той комнате, где они находились. «И даже наполню

комнату золотом так высоко, как только могу достать», — сказал Атау-альпа

и, поднявшись на цыпочки, прочертил рукой линию на стене. Все смотрели на

индейского вождя с изумлением, посчитав его слова пустым бахвальством

человека, который страстно желает получить свободу. Но Франсиско Писарро

согласился.

Немедленно были разосланы по всей империи инков гонцы с повелением

Атауальпы: собрать для выкупа все золотые сосуды и украшения из дворцов,

храмов и общественных зданий. Из Куско прибыл груз чистого золота, которое

несли на нескольких носилках. Каждые из них поднимали четыре дюжих

мужчины, а на одних носилках золота было навале-

но столько, что их смогли поднять только 12 человек Спустя некоторое время

комната была наполнена золотом и серебром, и Ф. Писарро стал владельцем

таких сокровищ, каких не имел в своих сундуках ни один европейский монарх

того времени.

Но жадность не знает границ, и милосердие испанцев оказалось вероломным.

Они убили Атауальпу, а через несколько месяцев направились в столицу

империи — священный город Куско. Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско

было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только

статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и

молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, —

были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые

музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и

драгоценными камнями.

К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так называемый

«золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду

росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота. Все, что жители

великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки

полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих»

золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же «произрастали» и другие золотые

деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые пчелы. По земле

«ползали» золотые змеи с глазами из темных драгоценных камней и

«сновали» туда-сюда золотые жуки. Этот «золотой сад» был одной из самых

причудливых фантазий, которые когда-либо создала рука человека.

Один из испанцев так описывал этот «золотой сад».

В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные

цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом

королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое

растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над

землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.

Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а

початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было

разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим

чудесам в саду Инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из

золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и

дикие кошки.

Нашли мы там и птиц, и сидели они так, словно вот-вот собирались запеть;

другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были

еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в

зрелом возрасте. И каждое из них занимало соответствующее место, как это и

подобало его природе.

Таким был великий город Куско в XVI веке, во время правления Инки Уайна

Капака. Этот Инка облицевал золотом не только стены храмов и своих

дворцов, позолота наносилась буквально на весь город. Двери всех

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА ИМПЕРИИ ИНКОВ

зданий в Куско в это время обрамлялись золотыми рамами, а вдобавок их еще

украшали яшмой или цветным мрамором.

Во время торжественных церемоний 50 000 воинов Великого Инки

вооружались оружием, которое было сделано из чистого золота Для себя

Уайна Капака повелел сделать трон из золота, а сверху накрыть его

накидками из перьев попугая. Этот золотой трон был выставлен на главной

площади города Куско, прямо перед дворцом-резиденцией Великого Инки

Чтобы и сама площадь имела достойный вид, по повелению Уайна Капака

ремесленники империи инков «сплели» из чистого золота цепь длиной в 350

шагов (около 250 метров). Это было самое большое «ювелирное» изделие,

какое когда-либо существовало в мире. Цепь, весившая несколько тонн,

обрамляла главную площадь города, и во время религиозных праздников инки

танцевали, держа ее в руках. Чтобы только поднять цепь, требовалась сила

двухсот человек.

А вот что писал Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и

провинции Куско»:

Говорили, что в одном месте, присоединенном к Куско, есть два дома из

чистого золота и крыши тех домов крыты соломой, искусно сделанной тоже из

золота Среди доставленного из Куско золота были такие литые соломинки, на

кончике коих колосок выделялся как настоящий. Ежели начать рассказывать

обо всех диковинных золотых вещах, доставленных из Куско, то никогда не

кончить. Например.. огромные чаши для источников с трубами, по которым

течет вода в тут же устроенный бассейн, вокруг коего установлены

всевозможные птицы в разных позах и люди, как бы черпающие воду из

бассейна, и все это сделано из чистого золота.

Однако все несметные сокровища, которые испанцы награбили в Перу, были

лишь малой частью того, чем владели инки. Когда после завоевания страны

Инка Манко II встретился с испанским послом, он высыпал перед ним бокал

кукурузных зернышек. Потом взял одно из них в ру№ и сказал: «Это все, что

вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на оставшиеся: «А это то

золото, которое осталось у нас».

И с тех пор, в течение уже нескольких столетий, продолжаются его поиски.

Где теперь хранится золото Куско, которое не досталось испанцам? Где тот

«золотой урожай», который по законам государства инков ежегодно

доставлялся в столицу? Судя по всему, испанцам не досталась и золотая цепь;

им не удалось захватить и личные сокровища Великих Инков, которые те

накопили в период своего царствования. Ученые до сих пор ломают голову

над вопросом: «Куда исчезло золото инков?» — и всевозможных версий на

этот счет выдвигается очень много.

Россий

Удобно расположенный на перекрестке средиземноморских путей, остров

Мальта издавна привлекал к себе внимание завоевателей. Финикийцы и

карфагеняне, римляне и византийцы, правившие в Сицилии норманны и арабы

из Северной Африки — все они в разные эпохи побывали на Мальте, и каждый

народ оставил свой след в ее истории и архитектуре.

Сами мальтийцы считают свою землю архипелагом и всегда указывают, что

Мальта — это собственно сам остров Мальта (самый большой), а также остров

Гозо — чуть поменьше, остров Комино — совсем небольшой и еще три

необитаемых островка-скалы в море. Весь архипелаг занимает площадь в 320

квадратных километров, на которой как-то разместились 350 000 жителей.

Мальтийцы не очень любят, когда их прошлое связывают только с

пребыванием на острове рыцарей-госпитальеров Ведь история Мальты

начиналась не в средние века, а несколько тысяч лет назад, и жители с

гордостью подчеркивают, что их мегалитические храмы старше даже

египетских пирамид. Первый документальный след в истории острова

оставили финикийцы, а это было почти 3000 лет назад; затем греки, которые

и дали острову название «Мелита», что означает «Медовый остров». Мальта,

действительно, долгое время славилась медом,

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

но не только им, а еще и сладкоречивыми нимфами. По преданию, нимфа

Калипсо, у которой долгих семь лет томился Одиссей, жила именно здесь.

Есть и еще одна версия о происхождении названия острова, согласно которой

оно происходит от финикийского слова «ма-лет» — гавань, защищенное

место.

Греков разгромили воины Карфагена, потом пал и сам Карфаген, а остров

Мальта перешел к Риму Затем было нашествие вандалов, а после распада

Римской империи мальтийские острова быстро прибирают к рукам сначала

византийцы, а после них — арабы. И только много позже на острове

высадились крестоносцы

Рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского прибыли на Мальту в 1530

году. После того как турецкая армия выбила их с острова Родос, рыцари

долгих семь лет искали себе новое пристанище. В этих поисках им помогал

римский папа Климент VII И тогда испанский король Карл V великодушно

уступил им острова Мальту, Гозо и Ко-мино, входившие в его владения, за что

королю от благодарных рыцарей полагалась весьма символическая плата в

виде одного охотничьего сокола.,

К этому времени Орден, получивший свое название от иерусалимского

госпиталя «Сакра Инфермерия» во имя Иоанна Крестителя, существовал уже

более 400 лет. Во время крестовых походов братство превратилось в военно-

монашеский орден, символом которого стал белый крест на красном поле.

Четыре конца креста символизируют христианские добродетели,

сдержанность, постоянство, смелость и справедливость. Восемь углов

мальтийского креста означают, согласно Нагорной проповеди Иисуса Христа,

восемь путей достижения блаженства и одновременно соответствуют

регионам, входившим в международное братство рыцарей.

Приплыв на Мальту, рыцари сразу же взялись за укрепление своего нового

пристанища. По всему побережью в прямой видимости одна от другой они

возвели дозорные башни, на которых солдаты Ордена день и ночь несли

караул. Словно полой своего рыцарского плаща накрыли они остров, защитив

его жителей от пиратов. С появлением на Мальте рыцарей уже ни один

турецкий или пиратский корабль не мог проскочить морское пространство

между Мальтой и Сицилией.

Маленькая Мальта стала боевым оплотом христианства, чем очень досаждала

Великой Порте. Жан Паризо де Ла Валлетт, Великий магистр Ордена,

понимал, что рано или поздно турки нападут на остров. И действительно, на

рассвете 18 мая 1565 года 200 турецких кораблей и 40 000 человек прибыли

на Мальту. Им противостояли всего 600 рыцарей и 7000 наемников и

мальтийских ополченцев. По всем военным законам турки должны были легко

разгромить Мальту, они и собирались за пять дней захватить форт Сент-Эльмо

Однако им потребовался для этого целый месяц, хотя форт защищали всего

52 рыцаря и 500 солдат.

ВАЛЛЕТТА - СТОЛИЦА МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ 397

Вторым фортом на пути турок стал Сент-Анджело Борьба была жестокой, и

противные стороны прекрасно понимали, что пленных в этой войне не будет.

Прозрачные голубые воды залива были окрашены кровью, сотни тел усеивали

его дно. Но полуостровное государство госпитальеров выстояло, осада была

снята, и Великий магистр Ла Валлетт приступил к строительству нового

города, который впоследствии назовут его именем

Собственно, после Великой осады рыцари и принялись по-настоящему

осваивать остров, им предстояло быстро и в соответствии с требованиями

военной науки выстроить новую столицу. Идеальным местом для возведения

города рыцари посчитали пустынный мыс Скиберрас, который, как оплывший

дельфин, лежал между двух глубоких естественных гаваней и позволял

наблюдать за ними. В 1566 году, уже через полгода после изгнания турок,

вновь загремели пушки Ордена и зазвонили колокола, возвещая о закладке

первого камня. Римский папа Пий IV одобрил намерение Великого магистра

построить новый город и направил на Мальту военного инженера-архитектора

Ф. Ла-парелли, ученика великого Микеланджело Буонарроти. Итальянский

инженер вместе с архитекторами Ордена разработал детальный план

фортификационных укреплений будущего города и расчертил его улицы.

Валлетта была построена по единому плану, и потому улицы в ней, в отличие

от многих других старинных городов, удивительно прямые Местная знать,

духовенство и состоятельные люди начали наперебой застраивать

возводимый город. Все дома, как один, строились из известняка Этот камень,

как только добудут его из каменоломен, бывает сероватого цвета и очень

податлив для работы. На солнце же он начинает желтеть, приобретает цвет

топленого молока и становится твердым как гранит. На дверях многих домов

в Валлетте до сих пор остались медные ручки в виде дельфинов, очень хитро

устроенные' тронет ночью вор такую ручку и угодит в капкан

До 80 000 сицилийцев и пленных рабов возводили город, престарелый

магистр Л а Валлетт сам ежедневно бывал на месте строящейся столицы,

однако завершенными увидел только небольшую часовню и несколько

бастионов Пьетро дель Монте, следующий Великий магистр Ордена, с

огромной энергией продолжил дело своего предшественника, и за пять лет

Командорский крест Мальтийского ордена

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

стены будущей столицы и ее укрепления были завершены. 15 марта 1571 года

Великий магистр дель Монте в сопровождении рыцарей-иоаннитов вступил в

новый город. Была отслужена торжественная месса, а на следующий день

магистр дель Монте выбрал место для собственного дворца54.

Валлетта росла и украшалась. Здесь поощрялись искусства и науки, а

библиотека Мальтийского ордена считалась одной из крупнейших в мире: в

ней насчитывалось более 900 000 книг и редких рукописей. После захвата

Мальты Наполеоном она была вывезена и погибла вместе с кораблем, на

котором находилась.

Госпитали рыцарей-иоаннитов на острове были превосходными больницами, в

которых рацион больных был обильнее и разнообразнее, чем рацион

ухаживающих за ними рыцарей. Русский стольник П.А. Толстой, побывавший

на Мальте в июле 1697 года, писал: «Кормят всегда с серебра; тарелки, и

лошки, и блюдца, и чаши, и ставцы, и солонки — все серебряные.. А больных в

тот шпиталь принимают всякого чину, кто б ни пришел, только б был

христианин; а басурманом болящим поделаны особые покои в том же

шпитале».

Ныне дворец Великих магистров и собор Святого Иоанна являются сердцем

Валлетты. Собор с его аскетическим фасадом, подобным скромному одеянию

монашествующего рыцаря, был построен в 1578 году. Пол собора— это

надгробные плиты кавалеров Ордена. Если подняться на балкон и взглянуть

вниз, то покажется, будто они, словно прижавшись плечом к плечу,

сомкнулись в едином строю для последней битвы. На одной из надгробных

плит сделана надпись: «Сегодня вы ступаете по мне, завтра так же будут

ступать и по вам». Под соборным алтарем находится склеп, где в саркофагах

покоится прах Великих магистров Ордена.

В сегодняшней Валлетте мало что переменилось с рыцарских времен, по

крайней мере, добавилось к ее внешнему облику совсем немногое. Разве что

автомобили на улицах да антенны над крышами домов. «Великолепным

городом-мечтой» назвал Валлетту английский писатель В. Скотт. Это

действительно сказочный город: его узкие улицы то стремительно

скатываются вниз, то вздымаются вверх, что, конечно же, лишает транспорт и

пешеходов определенных удобств и преимуществ. В Валлетте нет

многоэтажных домов из стекла и бетона, столь привычных для других

столичных городов. Зато здесь столько церквей, замков и соборов, которые

соревнуются друг с другом своей архитектурной пышностью, что их и не

пересчитать.

Большинство строений в Валлетте весьма почтенного возраста, и, как

правило, все они украшены застекленными балкончиками-фонариками,

история которых очень любопытна. Рассказывают, что в былые времена

рыцари питали отчаянную слабость к мальтийкам. Стоило красивой девушке

только появиться на улице, как благород-

ВАЛЛЕТТА - СТОЛИЦА МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ 399

ные рыгари, словно сговорившись, окружали ее и не давали пройти. Только

сидя на застекленном балкончике, девушка могла чувствовать себя в

безопасности и одновременно быть в курсе того, что творится на улице.

54 О Дворце Великих магистров можно подробнее прочитать в книге «100

великих дворцов мира»

БОМБЕЙ

ВОРОТА ИНДИИ

БОМБЕЙ - ВОРОТА ИНДИИ

Когда солнце завершает свой дневной путь и зависает над Аравийским морем,

перед тем как погрузиться в морскую пучину, на Малабар-ском холме Бомбея

всегда шумно и многолюдно. Стоит только подойти к краю холма, и

центральная часть города предстанет как на ладони. От Чоупатти (нечто

вроде приморского парка и пляжа одновременно) до самой южной

оконечности Бомбея тянется «королевское ожерелье» — 1 городская

набережная Нетаджи-Субхаз-роуд. Если перевести взгляд чуть | левее, можно

увидеть район киностудий «индийского Голливуда», а еще) дальше к югу —

очертания портовых кранов.

Бомбей — один из крупнейших портов в Азии, но у города много и других

титулов. Его называют «второй столицей Индии» и «городом миллионеров»;

некоторые считают, что «Бомбей — это не Индия», другие, наоборот, что это

«Индия в миниатюре». Так какой же Бомбей на самом деле?

Индийские города, своеобразные и многоликие, в целом мало похожи на

города Запада. Здесь царит совсем другая жизнь, почти уличная — с

открытыми, будто вывалившимися наружу рядами лавочек, с арбами,

тележками и коровами, спокойно бредущими между велосипедами и

автомобилями. Пожалуй, лишь Бомбей по своему внешнему облику сходен с

европейскими городами, особенно в своей центральной части.

В коренных индийских кварталах Бомбея, населенных простым людом,

возвышаются дома в несколько этажей (иногда до 7). И какие это

дома! Тут зодчие творили, не озираясь на Запад, а сохраняя верность вкусам и

формам Востока. В Индии с давних пор большие сооружения строили из

камня, индийские архитектурные мотивы сплетались с арабскими, и зодчие

Бомбея черпали свое вдохновение из обоих источников. Поэтому в Бомбее

много жилых домов удивительной красоты, словно целиком завернутых в

кружева. Балконы и веранды в таких домах закрыты жалюзи, резными

ставнями, циновками, ведь здесь берегут не тепло, а прохладу. Если и искать

шедевры индийской резьбы по дереву, так именно здесь: стоишь перед

фасадом такого дома, стоишь долго — и находишь все новые чудеса в резном

кружеве, все новые ухищрения мастеров-умельцев.

Есть в городе сооружения и более скромные по размерам, но без них Бомбей

не был бы Бомбеем. Это фонтаны, которых в городе великое множество, но

нет среди них двух одинаковых. Вода бьет из пасти льва или тигра, из

кувшина в девичьей руке или утеса; ее охраняют крылатые боги Ассирии и

боги Египта, сказочные принцы, воины, нимфы... Не только восточное

уважение к воде, дарующей жизнь, вложено в эти фонтаны. Здесь

присутствует и уважение к бедняку, который пьет из фонтана или полощет в

нем свою залатанную рубаху, а потом уснет тут же рядом под шепот его

струй.

По вечерам бомбейцы гуляют в «висячих садах» на Малабарском холме, среди

цветников и искусно подрезанных кустарников. Садовники-скульпторы

придают им форму причудливых ваз с букетами, слонов, колесниц... В

«висячих садах» разместилось и удивительное сооружение «Башмачок»,

любимый всей бомбейской детворой. Этот «Башмачок» точь-в-точь как тот, в

котором жила матушка Хэббард из английской сказки, — с крышей и

балконом, на который ведет внутренняя лестница. А в каблуке «Башмачка»

прорублена дверь.

Бомбей действительно более космополитичен, чем любой другой город Индии,

влияние западной цивилизации здесь чувствуется сильнее, чем где бы то ни

было в стране — и во внешнем облике города, и в его стиле, и в резкости

социальных контрастов. Бомбей трудно назвать «Индией в миниатюре», а

между тем население города представлено практически всеми народностями:

маратхами и гуджаратцами, кашмирцами и тамилами, пенджабцами и т.д., а

также представителями всех основных каст страны — от высокородных

брахманов до бывших неприкасаемых.

Не нарушают европеизированного облика Бомбея и культовые здания —

индуистские, джайнистские, сикхские и мусульманские храмы, алтари,

минареты, мавзолеи и гробницы. Среди них выделяются своеобразные

сооружения, явно скопированные с древнеперсидских образцов, созданных

более 2500 лет назад. Это храмы парсов — последователей зороастризма,

которых сейчас чаще всего называют огнепоклонниками.

Парсы пришли в Индию из порабощенного Ирана, где не хотели оставаться в

захваченной арабами стране. Они принесли с собой много новых для Индии

знаний, в частности, в ремеслах, садоводстве, огородничестве и

способствовали процветанию Гуджарата — области, где они первоначально

расселились. Постепенно парсы перешли с персидского

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

языка на местный, а древнеперсидский язык, на котором записана священная

книга зороастрийцев «Авеста», сейчас знают только священники, которые

совершают богослужения.

Зороастрийцы почитают четыре священных элемента Вселенной — воду,

огонь, землю и воздух, поэтому погребальный обряд у парсов очень

своеобразен. Поскольку тело умершего считается нечистым, его нельзя

предать огню, воде и земле. Парсы хоронят своих покойников в «даг-ма» —

особых сооружениях, которые в европейской литературе обычно называются

«башнями молчания»

Дагма — это действительно невысокая башня с наружной лестницей, которая

ведет на верхнюю площадку. Здесь вокруг глубокого центрального колодца

тремя концентрическими рядами расположены неглубокие ниши Умерших

кладут в эти ниши и оставляют на съедение грифам. Во множестве слетаются

птицы к трупу, от которого вскоре остаются только кости, которые по

специально сделанным канавкам скатываются в колодец. Обильные дожди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: