Лях М.В.
ПСИХОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь
для бакалавров направлений
«Специальное (дефектологическое) образование»,
«Психолого-педагогическое образование»
Выпуск 1
Общая
Психология
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
ББК 88.8
Л 79
Рецензенты –
доктор педагогических наук, профессор И.Л. Федотенко
кандидат психологических наук, доцент Н.А. Степанова
Л 79 Лях, М.В.
Психология. Вып. 1. Общая психология: Рабочая тетрадь для бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование»./ М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.,изд. 2-е, допол. – 94 с.
Рабочая тетрадь по общей психологии представляет собой приложение к ранее изданному учебному пособию по дисциплине «Психология», выпуск 1 – общая психология. Ее структура соответствует содержанию и структуре учебного пособия, что очень удобно и для студентов, и для преподавателей.
В каждой из шести базовых тем курса «Общая психология» рассматриваются основные понятия, выстраиваются логические схемы ответов по вопросам, совпадающим с перечнем экзаменационных вопросов по курсу, приводятся тестовые задания для проверки усвоения знаний по данной теме, дается список рекомендуемой литературы.
|
|
Отличительную особенность рабочей тетради составляет наличие в ней системы психодиагностических заданий, логическая последовательность которых ориентирована на становление у студентов профессионального самосознания и их профессиональное саморазвитие.
Содержание и структура рабочей тетради направлены на оказание помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса «Общая психология».
ББК 88.8
© Т. И. Лях, М. В. Лях, 20010
© Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Тема 1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии 3
Тема 2. Психологическая характеристика деятельности. 3
Тема 3.психологическая характеристика личности. 3
Тема 4. Познавательная сфера. 3
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера. 3
Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности. 3
Балльно-рейтинговый лист по дисциплине «Общая психология». 3
Дневник студента по дисциплине «Общая психология». 3
Тематика рефератов. 3
Вопросы к экзамену. 3
ВВЕДЕНИЕ
Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе.
Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Каждый студент обращается к изучению психологии. Очевидно, что студенты вузов с психолого-педагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм.
|
|
Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии.
В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии.
Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии.
Данная рабочая тетрадь предназначена, в определенной мере, учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование. При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрастной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле рабочих тетрадей содержит материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск – по курсу возрастной психологии. По курсу педагогической психологии подобная рабочая тетрадь уже издана.
Система методических материалов по дисциплине общая психология состоит из:
1. Учебного пособия «Психология», выпуск 1 «Общая психология», выпущенного издательством ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2010 году.
2. Рабочей тетради по общей психологии.
Структура рабочей тетради, подготовленной по курсу общей психологии, включает в себя шесть разделов, соответствующих шести базовым темам в курсе общей психологии:
1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
2. Психологическая характеристика личности.
3. Психологическая характеристика деятельности.
4. Познавательная сфера
5. Эмоционально-волевая сфера
6. Индивидуально-психологические особенности личности
В каждом из этих шести разделов имеются следующие блоки информации:
1. Блок базовых понятий темы.
2. Блок основных обсуждаемых проблем. В нем имеются два поля: рабочее и рефлексивное. Рабочее поле заполняется студентом при подготовке домашнего задания и в ходе работы на аудиторных занятиях. Итоги работы студента в этом блоке представлены в виде логических схем, которые в дальнейшем могут составить основу при подготовке аналогичных вопросов к экзамену. В рефлексивном поле работают преподаватель и студент, реализуя субъектно-субъектный подход в ходе вузовского обучения: студент отслеживает успешность собственного усвоения учебного материала, а преподаватель способствует своими замечаниями становлению у студента профессиональной рефлексии.
|
|
3. Блок рекомендуемой литературы по данной теме.
4. Блок «Клуб 3С», который нацеливает студента на самопроверку, самопознание, самовоспитание. Самопроверка достигается за счет выполнения тестовых заданий. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы психолого-диагностических методик, адресованных ему и составленной таким образом, что в центре внимания будущего специалиста оказывается его личностные профессионально значимые качества.
Учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь относятся к новому поколению учебно-методических изданий, которые создают основу для реализации в ходе вузовского обучения балльно-рейтинговой системы, рекомендованной к внедрению в высшей школе. Поэтому в рабочей тетради имеется балльно-рейтинговый лист, содержащий информацию о том как в баллах оценивается работа студента в семестре и на экзамене, и дневник студента, в котором отражается индивидуальная траектория обучения студента, выраженная в баллах.
Завершается рабочая тетрадь по курсу «Общая психология» перечнем примерных тем рефератов и вопросов к экзамену по данному курсу.
Таким образом, данное учебно-методическое пособие позволит и студенту и преподавателю более успешно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебного процесса, будет способствовать повышению качества усвоения знаний и реализации развивающего обучения в вузе.