Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
Ведущий предлагает обсудить проблему. „Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное), как быть, чтобы эти действия не вредили?"
Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
1. Что делать с отрицательными эмоциями?
2. Что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т. е. запрещаем себе их проявление?
Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении:
Связать все каналы воспроизведения (можно завязывать платками, шарфами, лентами)
рот — чтобы не ругался и не кричал;
глаза — чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовлетворение и зло, чтобы не плакали;
уши — чтобы не слышали лишнего;
руки — чтобы не дрались;
ноги чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
душу — чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обратиться к участникам с вопросами:
— Что может такой человек? Выражать свою мысль? — рот скован!
|
|
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? — снижена возможность реагировать!
Творить прекрасное, обнимать, выражая радость? — руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) — страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? — душа „молчит", скована.
После этого упражнения полезно расспросить связанного чело* века о его чувствах в ходе выполнения упражнения.
Выводы должны сделать дети.
— Перекрывая одну из возможностей выражения чувств, перекрываем или невероятно суживаем другую.
— Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу. Обсуждение.
Подавлять эмоции нельзя, а как быть?
При обсуждении деструктивных форм эмоциональной саморегуляции — запрета на выражение эмоций и их искажение — обращается внимание на выгоды и потери при деструктивном способе проявления эмоций; на необходимость спокойного предъявления эмоций невербальными и вербальными способами, на целесообразность переведения в другое чувство или состояние.
В заключение занятия ведущий предлагает участникам поделиться:
— что сегодня было легко и сложно;
— какие возникали чувства и мысли;
— что нового открыли в себе.