1. Совместное размышление над ситуацией „Провалился на экзамене", составление вопросов для работы.
Какие чувства предположительно возникнут?
Что вызовет эти чувства
а) во взаимодействии с родителями?
б) во взаимодействии с бывшими одноклассниками и учителями?
в) во взаимоотношении с друзьями?
Что вызывает недооценку или переоценку воздействия ситуации провала на себя и на других?
Защитные или истинные эмоции: что выгоднее?
Эти вопросы всегда выдвигаются в процессе общения по этой теме.
2. Ролевые этюды:
а) Экзаменационная комиссия и абитуриент.
б) Встреча „провалившегося" с одноклассниками или учителями.
После инсценировки проводится обсуждение.
— Что мешает, что помогает вести себя спокойно, уверенно?
— Что могли бы порекомендовать теперь участники себе и другим выпускникам?
Информация для педагога-психолога.
В этюдах обратить внимание на закономерность отрицательного результата от ожиданий (установки на неуспех). Дать возможность проявиться обеим сторонам. Можно практиковать повторные попытки (часто на это идут охотно), но не настаивать.
|
|
РАЗДЕЛ 3. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
В старших классах вербальное общение приобретает своеобразные направления — „философствование" и утверждение своего мироощущения, — которые становятся ведущими. Не только повышается потребность в общении, но и возникает необходимость вступать самостоятельно в новые контакты, предъявлять свое „Я". В процессе развития личности и стабилизации уровня социальной зрелости наибольшую роль играет умение выражать свою мысль, проявлять инициативу в деловых и дружеских контактах вербальными средствами. В наиболее выгодном положении оказываются дети с развитой речью, а несколько ущемленно чувствуют себя молчуны. Но и те и другие буквально страдают от низкого уровня способности слышать собеседников, доносить смысл, а ведь самое главное для человека — „чтобы тебя понимали".
Занятия знакомят учащихся с законами, технологиями вербального общения, позволяют отрабатывать умения в этой области, а также обучают новым.
Тема 1. Слушание
Занятие № 1 (3—4 часа). Умение слушать.
Цель: заострить внимание на восприятии собеседника; совместно сформулировать правила „хорошего слушания".
Порядок работы.