Эта невероятная история нужна летописцу, чтобы эпически, фольклорно описать страшную месть Ольги за мужа.
! Опять же - для нас в ее действиях есть много чрезмерного, лишшго. Для язычника было бы странно, почему Ольга отказывает Малу... Действительно - Игоря уже не вернешь, 1*Тут ей нового мужа дают...
Для христианки верность мужу - похвальна. Автор ле-
Ьиси - недавний язычник, но уже христианин. Он и звер-
«Для автора Начального свода, писавшего во второй половине И,, время правления Ольги было не таким уж далеким прошлым -и. 11 ч то 100 лет назад, — пишет Людмила Морозова. — В молодости он иже мог быть знаком с людьми из окружения княгини».
84
85
Особенности национального пиара
ство Ольги подчеркивает, и ее верность одновременно. На современников, таких лее полуязычников, создаваемый им имидж Ольги действовал сильнее всего.
О тогдашних нравах, по-моему, лучше всего свидетельствует такой факт. Часть историков отказывала Ольге в самом существовании в качестве правительницы Руси по той простой причине, что покойных князей якобы погребали вместе с супругами. Если ее похоронили вместе с Игорем (предварительно умертвив), то как она могла натворить таких дел, как описано выше?
Но потом ученые выяснили, что с князьями хоронили не жен, а рабынь. Может, правда, и любимых. Выяснили просто: на женских скелетах в княжеских могилах украшения куда как попроще, победнее, чем в захоронениях знатных женщин. Такие вот дела, как говорил Курт Воннегут.
Дальше Ольга действует уже не как оскорбленная вдова, а как государственный деятель. В 946 году Ольга во главе войска идет на Древлянскую землю. С ней - маленький, пятилетний Святослав. Он сам сидит на коне... Князь (не княгиня!) должен начать битву.
Святослав бросил копьем в древлян. Он еще маленький, копье упало между ушей коня и ударило его по ногам. Опять же - безошибочный, просто гениальный пиарный ход!
Святослав действует как племенной вождь, по законам племени. Но одновременно он ребенок, невольно пробуждающий отеческие чувства: маленький... рано ему...
Дружина ударила на древлян и погнала их. Древляне затворились в своих городах. Ольга же вместе с сыном год осаждала столицу древлян, Искоростень...
Опять в повествование вторгается фольклорная, эпическая история. Поняв, что города не взять, Ольга стала уверять древлян, что уже сыта местью. Что она хочет взять с
Князи не без грязи
НИХ только легкую, символическую дань: от каждого двора им три голубя да по три воробья.
Получив птичек, Ольга велела прикрепить к их лапкам f рут... И когда стало смеркаться, велела зажечь этот трут и ■Спустить птиц. Птицы полетели домой, в гнезда, и зажгли |ород. Пылало все: голубятни, клети, сараи, сеновалы. Не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как Вризу загорелись все дворы.
Древляне побежали из города, а дальше понятно: одних убили, других взяли в рабство. Оставшиеся раз и навсегда цпияли, что пора платить дань и не убивать даже самых вредных князей.
А Ольга пошла вместе с сыном и с дружиной по всей Древ-мнекой земле, устанавливая дани и налоги...
Коварство и жестокость героини только импонировали Нйшим варварским предкам, внушая им представление о непобедимости и, как это ни странно, мудрости Ольги и всего it рода. Все эти ужасы наглядно демонстрировали русским
[ Века стабильность утвердившейся монархии. В древних ■ОСударствах лояльность часто вызывается крайними фор-мнми жестокости.
Да разве только в древних?
ьЗ том-то и дело, что сказание о мести - не только история в духе родоплеменного общества. Это первое целенап-рн пленное (первоначально, вероятно, устное) сказание о риле Киева. В духе историй, которые цари Древнего Востоке любили высекать на скалах: «Я сжег тысячу городов... И убил тысячу тысяч людей....»
I, Свою вроде бы личную, семейную месть древлянам Оль-i и осуществила как ГОСУДАРСТВЕННЫЙ акт.
«Потому, наверное, страшную историю мести приняли и христиане. Всего через полтора столетия время прав-
\ с«11 и я княгини Ольги и ее сына Святослава воспринималось как некий политический идеал. Эта жестокая жен-
86
87
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
щина, которой летопись присваивает необыкновенное двуличие, хитрость, злобу, казалась Фогда эталоном справедливости!
«Включение сказания в летопись при внуке Ольги Владимире показывает ценность его для официального государственного летописания», — считает Рыбаков.
Ольга правила княжеством в 945-957 годах. Она стала первой женщиной во главе Руси. У славян вдовы пользовались гражданской самостоятельностью, и вообще положение женщины было лучше, чем у других европейских народов.
Летописец считает ее «умнейшей из людей», и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память.
Для летописцев важна не сама Ольга... Княгиня выступает объектом PR, как носитель определенной суммы идей, а ее самостоятельная роль не ясна, да и пожалуй, не важна.
Манифест монархии
Как и Олег, Ольга выглядит в сказании о мести крупным деятелем PR. Все совершаемые ею, согласно летописи, коварства и злодейства содержат четкую общественную коммуникацию.
Первое. Власть принадлежит Киеву. Точка.
Второе. Киев требует экономического подчинения. Всех. Без условий.
Третье. Неподчинение карается жестоко. Даже на общем фоне эпохи.
Четвертое. Кара сюзерена над непокорным вассалом неотвратима.
Итого: перед нами первый монархический манифест.
Ольга и Константин. Что это было? НесШтоявшийся инцест
Летопись гласит, что в 955 году княгиня Ольга отпра-. |йлпсь в Греческую землю и пришла к Царьграду. Есть две (гргии того, что
ОЛЬГА (христианское имя — Елена, ок. 920-969),- возможно, была не славянкой,а происходила из варяжского рода - и тогда ее имя надо читать как Хельга. Впрочем, какая разница? В любом случае, Ольга как первая наша правительница-христианка причислена русской церковью к лику равноапостольных святых. А уж как наша «славянка» попрощалась с мужем Игорем! Таких победно-минорных маршей не много было написано в нотной тетради мировой истории |
шло дальше... Обе мни летописные. По 1Д1ЮЙ, посольство Ольги стоялов рей-Дг больше полуго-Дй... Почему?! А по-кму, что христианский император не |отол принимать Ьычницу. И тогда Ольга захотела креститься... 1> По другой версии, иг успел увидеть Ольгу император Константин Багрянородный, как заявил: ■Достойна ты цар-■Цовать с нами в сто-4 1 in- пашей». рОиа же, пораз-■Мслив, ответила цмрю: «Я язычница; #1*ли,!хочешь крес-
MIп. меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». (На Ишвнерусском это звучит изумительно: «Аз погана есмь. Д(| аще мя хощеши крестити, то крести мя сам. Аще ли ин, to не крещюш».)
88
89
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
КОНСТАНТИН I Великий (ок. 272-337) - Щ терью его была простая женщина по имени Елв«| на, дочь хозяина гостиницы. С именами Констан! тина и Елены связан поворот к признанию Рим ской империей христианства. В православии Константин канонизирован как равноапостоль^ ный святой, в католичестве — к лику святых HI причислен. Причины этого ясны. Именно город Константина - Константинополь — стал центром Восточной Римской (Византийской) империи просуществовавшей до 1453 года, оплотом при» вославия и основным идеологическим противо»! весом и конкурентом Римской католической Цвр1 кви
Тогда император и патриарх ее крестили. Церковь дала Ольге христианское имя Елена, по матери Константина, и она стала духовной дочерью Императора.
После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взяты тебя в жены». (Жтописец не знал или игнорировал тот фактя что базилевс был давно женат и принимал гостью из Киева вместе с женой - Константин оставил об этом собственно-! ручные записки). Она же ответила: «Как ты хочешь взять i меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у хрио тиан не разрешается это - ты сам знаешь». Все верно! Крестный отец по церковным порядкам не может жениться на своей крестнице. И сказал ей тогда император: «Перехит-1 рила ты меня, Ольга».
Если верить летописи, император Константин дал Ольге многочисленные дары - золото, и серебро, и дорогие ткани, и драгоценные сосуды. Когда же Ольга вернулась в Киев, прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и вой- I нов в помощь».
Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в пригородах Киева, как я стояла в пригородах Царь-
Гридв в ожидании, пока ты меня примешь, то тогда дам тебе
hit, что обещала)». И отпустила послов с этими словами.
; В реальности, похоже, именно с Ольги при русском дворе
рииился обычай одаривать гостей богатыми подарками -И'о было подсмотрено ей в Византии. Как и демонстрация |мн коши, в которой живет правитель, ради того, чтобы помнить свое превосходство. Вернувшись в Киев, она постро-
Щ себе каменный дворец с мраморными полами, фресками, мозаиками. Непритязательная одежда славян тогда же
Ьупила место парче и шелку, в которые стали рядиться рус-|КИ6 придворные.
I Ну а забавная легенда доходчиво объясняет, что Ольга Лила мудрейшим человеком своего времени. Ну, или хит-
ЙЙшей женщиной. «Перехитрила ты меня, Ольга», - здесь ключевые слова.
fСлава Ольги как умной и хитрой очень важна для лето-рИсцев. Наверное, Ольга была очень популярна.
В XX веке многие политики хотели бы иметь такой же ■Мидж.
И Уинстон Черчилль, и Франклин Рузвельт, и Маргарет Тетчер тратили немало сил и денег, чтобы создать некий иириант образа «вещего» правителя. Того или той, кто может всех обмануть. А у них это не получилось! Ни у кого. Троцкий в СССР тоже тратил громадные усилия, чтобы предстать пред современниками и потомками сверхумным и самым хитрым. Много ли преуспел? Остался в исторической памяти высокомерным и упертым...
i Вот у Сталина, пожалуй, получилось! Он остался в памяти как тот, кто всех сумел обвести вокруг пальца: и соперни-iu tii среди других большевиков, и конкурентов, и «наших доблестных союзников». Что за «хитростями» Сталина стоял Неправдоподобно огромный властный ресурс, забывается. Что он был хитрый, всех обманывал, все у него плясали под що дудку - это помнится, даже преувеличивается.
90
91
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Политику очень важно представать умным, мудрым и хитрым. В его облике эти качества сливаются и кажутся ис* ключительными.
И Ольга - самый успешныйшолитический деятель Древней Руси в этом смысле. Ее имидж умной и коварной пережил века.
Что не срослось?
А ведь и правда умная женщина! На первый взгляд, ну что мешало выйти замуж за Константина?! (Ну, кроме того, что он был женат ©. Ситуация, увы, слишком хорошо зна! комая очень многим дамам ©. Однако, как вы понимаете^ мы следуем логике летописца). И собой хорош, и умен, I император, и Византия - величайшая и богатейшая страна тогдашнего мира... Только зачем нужен был Руси этот ди* настический брак? Русь вошла бы в состав Византии, не успев сделаться самостоятельным государством. Вот Византии этот союз очень выгоден: могучее славянское государство усилило бы ее богатствами и землями, помогло бы в вечной войне с кочевниками.
Русь проигрывает, Византия однозначно выигрывает. Потому ведь именно Константин ищет этого брака...
И Хельга-Ольга, варварка, дикая женщина с периферии тогдашней цивилизации, выигрывает дипломатическую дуэль! И с кем: с императором Византии! Господином страны, прославившейся как раз умением вести переговоры, врать, стравливать, возвышать и «опускать» окружающие ее страны.
Ольга... В ту эпоху для заключения династических браков в гости к жениху ехала невеста. В нашем случае - Ольга. Однако инициатором брака выступил, согласно летописи, Константин. А она ему отказала... То есть проиграв-
92
If Й и этих сложных и не достигших успеха переговорах
нршндется Византия. Русь лее в лице великой княгини со-
Цияет инициативу. То есть ничего не получилось не по-
iM v, что не смогли договориться, а потому, что мы не за-
(ИНС'ЛИ.
[Всякий язычник, крестившийся в Византии, становился
л к бы «духовным сыном» крестного отца. Лицом подчи-
ччпii.im, и его страна тоже должна была подчиниться, при-
01ШТ|| зависимость. В своих записках «О церемониях визан-
Иского двора» Константин Багрянородный уже называл
i мпковыристым словечком «архонтисса» - то есть прави-
|дьница зависимой от Византии области. А Ольга прово-
мп новую PR-акцию... Пропустить мы ее никак не можем -
|Т0 первый случай на Руси, когда доподлинно известен ав-
tiip креатива.
№ерез два года после истории в Константинополе Ольга, 441 гласно западноевропейским источникам, направила по-0ЛОВ к германскому императору Оттону I с просьбой при-рлить епископа и священников. Русь принимает католиче-Ггно. К нам отправился заранее посвященный в епископы Руси монах Адальберт.
* Правда, уже в 962 году он, не сумев преуспеть ни в чем, игриулся назад. На обратном пути из Киева некоторые из «я|ч» спутников были убиты, а сам Адальберт с большим трудом спасся. Дальнейшая судьба первого «епископа Руси» Неизвестна.
^Никакого католичества Русь, конечно, не принимала, но Л^монстрацию произвела. Византия получила от Ольги урок: вы не одни такие. Вполне по-женски, не правда ли? Не выйдя замуж за одного «видного» жениха, тут же заявить публично, что, мол, «сама его не захотела», но всякие Ценности и его подарки оставить при этом у себя. В счет, Так сказать, моральной компенсации. И тут же начать заигрывать с другими «потенциальными партнерами»...
93
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Личные женские обиды, личные счеты, ревность^ страсть? Более чем вероятно, но не только. Ольга жесткв вела свою партию. Возможно, союз двух держав - Второ* го и будущего Третьего Рима - не состоялся из-за того{ что Ольга требовала, чтобы церковь на Руси была болв! самостоятельна...
И вела пиарную кампанию, которая и сегодня читаете^ как увлекательный детектив.
Я давно чувствовал, что Ольга мне кого-то напоминает^ кого-то из русской истории. И как-то, перечитав еще pad эти главки про нее перед сдачей в окончательную редактуч ру, наконец понял. Конечно, Екатерину II! Придя к верхом ной власти через супружество с каким-то историческим замухрышкой, одна стала Великой, а другая - РавноапосЧ тольной. И по заслугам.
Постпиар Ольги
Логически рассуждая, Ольга должна была бы стать иконой всех феминисток. Во всяком случае, российских. Взять и бросить полную ладью мужиков в яму. И закопать. К сожалению (а может, в данном случае и к счастью), наши дамы - постоянные читательницы «Cosmopolitan» и «Sex & the City» - плохо знают отечественную историю.
Если же говорить серьезно, тот факт, что второй правительницей Руси была женщина, на удивление плохо освоен общественным сознанием. Нам до сих пор дико представить, что представительница слабого пола могла бы стать президентом России. Или президентшей? А между тем такой опыт был в самом начале нашей государственности.
Ольгу, несомненно, вфомнят ~ в момент, когда также понадобится и Екатерине Великая. Произойдет это, как толь-
| кнндидатом в российские президенты станет первая женщина. Постпиар княгини Ольги имеет отложенный харак-рр, Но теперь уже не надолго.
Тик что правильнее здесь говорить не только о постпиа-L но и о предпиаре ©.
Имидж Святослава
ш Святослав начал править еще при Ольге. После ее смер-м сидел на престоле до 972 года. Пиар Святослава име-I свою прелесть - ходил князь в простой рубахе, без (игитых одежд и украшений. Жил одной жизнью с Друниной, спал на голой земле, не брал в походы котлов и ел игченое в костре мясо. Демократ? Скорее племенной |0ждь.
■ Сохранилась легенда, что как-то Святослав сказал Ольге: «Что же я за князь, если меня не признают и в простой Посконной рубахе?» Наверное, так мог бы сказать и Иосиф Ниссарионович Сталин. Лично как бы неприхотливый на публике, он ходил в как бы простой шинели, сапогах и полувоенном френче.
Не зря же при нем племенное слово «вождь» стало таким значимым. Именно вождем хотел он быть... и преуспел и атом желании. Имидж нарочитой простоты важен как раз дли народного вождя...
Не могу тут не вспомнить одного из ближайших соратников-заместителей венесуэльского Президента Уго Ча-нста. Даже на фоне своего предельно «доступного и народного» шефа он казался чем-то совершенно нереальным ДЛЯ современного политика: ездил по всем саммитам в Америке и Европе исключительно в одном и том же свитере, К нем и в самолете сидел, и с президентами встречался. А что? Народный любимец. Выдвиженец и соратник само-
94
95
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
го что ни на есть народного вождя венесуэльских трудя* щихся. У го1.
Имидж; Святослава с бритой головой, длинным чубом И длинными усами тоже пережил века, войдя в детские и 1 популярные книжки.
Святолцлав-геополитик
Святослав закончил завоевание древнерусских племеН| «Примучил» даже вятичей, живших в глухих лесах. Вятичи престали платить дань Хазарии, и стали платить дань Кие* ву. Сам же Хазарский каганат Святослав сокрушил так, что он никогда не возродился.
И это еще не все! Святослав пошел на юг, и завоевал Бол* гарию буквально под носом у Византии. Византийцев ом тоже бил не раз.
В лето 969 года сказал Святослав матери своей Ольге и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моеЙ^ туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото» дорогие ткани, вина, различные плоды, из Чехии и из Вен» грии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы».
Впервые в русской истории обозначен такой мощный пиаровский ход, как перенос столицы. Ведь там, где правитель, там и столица, не правда ли? А Святослав осел в укрепленном городке в устье Дуная — так же, как много веков спустя Петр обосновался в устье Невы. И так же, как у Пет»
1 Отметим, что поношенный свитер работает не всегда. Не помог ОН казаться близким простому человеку профессору и бывшему мэру Москвы Гавриилу Попову. Наверно, слишком умно и занудно он говорил по телевизору.
рн, ато было мощное движение к Западу, однозначное на-|№рение Руси-России доминировать в европейской политике. То есть на тот момент - мировой. мТам серщина земли моей» — еще один слоган. На сей - для новой столицы. Значит, к западу от Дуная должно было лежать столько же русской земли, как и к востоку.)т(> претензия на совершенно другие границы государства, Никфшенно иную его форму... Точно так же, как у Петра, Оторый вовсе не собирался останавливаться на выходе к dnpio, а постепенно прибирал к рукам Польшу и восток тогдашней Германии. рСожно предположить, что представления о таких пан-tpaneucKux планах приписаны великому князю, как отго-ц'ок «неких неведомых нам геополитических концепций. ■Пример, представления о прародине славян. Но вполне вероятно, что это было его собсшенное ре-ПИС, и тут уж он действительно выступает как субъект РК. О чем-то он договаривался с матерью своей Ольгой, иторая оставалась «на хозяйстве» в Киевской Руси, пока i Громил врагов на Востоке и Западе. О чем-то сама она, X вы помните, пыталась договориться с Византией... Святослав для того, чтобы сидеть на Дунае, готов был вопить непрерывно. На Балканах чаши весов его успеха ко-млись годами. Иногда казалось, что он победил оконча-дын). О таком периоде повествует вполне традиционная
' 11 ранда, нашим треклятым другом Ричардом Пайпсом и в этом Half ИИ и Святослава было усмотрено лишь подтверждение своей нор-1ИНСК0Й теории. Мол, был Святослав норманном, по русски-то гово-Л 4" трудом, и на столицу Киев было ему плевать. Где заночевал, там и ■лини. Где разбил военный стан, там ему и «дорогая моя столица». У НИКАКОГО патриотизма у этих древних киевских князей. Продол-М СИЮ извращенную логику: Петр Великий тогда душой был, ясное ■ финн. Ишь куда со своим Питербурхом полез - в болота-то... (Мир А1Л0, чухонец!
96
г it in»• i ii Национального пиара
97
Особенности национального пиара
для PR X века легенда: легенда о признании Святослава им ператором Византии.
«Они виделись на берегу Дуная, - пишет об этом Карам* зин. - Император, окруженный златоносными всадниками» в блестящих латах, приехал на коне; Святослав - в ладии, м простой белой одежде и сам, гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего ро«ста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имел груд| широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нов плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клоЛ волос, в знак его благородства; в ухе висела золотая серь» га, украшенная двумя жемчужинами и рубином. Импера-тор сошел с коня; Святослав сидел на скамье в ладии. Они говорили - и расстались друзьями»1.
Да-да... И Петр Великий был лично прост, неприхотлиВ| Его ассамблеи больше походили на пирушки ремесленник] ков, чем на торжественные царские обеды. Его дом в Петербурге кажется домом частного лица в сравнении с Зим^ ним дворцом, с дворцами его сподвижников. А с владыка* ми Европы Петр тем не менее общался на равных и рас* ставался «друзьями». Видимо, чувствовалось в нем НЕ-! ЧТО...
А вот легенда совсем других времен... Рассказывают, что на Тегеранской конференции Уинстон Черчилль пытался остаться сидеть, когда в комнату вошел Иосиф Сталин. Сталин был в простом белом френче, без наград, и выглядел подчеркнуто просто. Но встретившись с его желтыми рысьими глазами^рерчилль встал. Скорее всего, это только легенда... Но какая!
И вообще имидж Иосифа Виссарионовича очень напоминает имидж Святослава. Самая простая одежда (в которой всякий должен увидеть в нем вождя)... Личная не-
1 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2008.
Князи не без грязи
■рихотливость, простота быта... Грандиозные геополитические планы...
Г Сталин любил Петра и считал его своим предшественни-Ьм не случайно. Но странно, что не Святослава ©. Может -Кскнем сказать такое о Вожде Народов! - базового образования не хватало? В таком случае вы, дорогой читатель,
Лебедев К. В. (1852-1916). Встреча Святослава с императором Иоанном
98
99
Особенности национального пиара
уже более информированный человек, чем Иосиф Виссарионович Сталин, правивший половиной мира.
В конце концов, Святослав потерял свое войско. Он вынужден был покинуть Дунай, а на пути в Киев его убили печенеги. Из его черепа печенежский князь велел сделать чашу - и из нее пил. Такой вот у героя получился посмертный PR.
Впрочем, как зло шутят сами пиарщики, отрицательного паблисити не бывает. Отрицательный паблисити в PR - это только некролог. И Вещий Олег с его змеюкой, и воитель Святослав с чашей-черепом умудрились заработать положительные PR-баллы в глазах потомков даже на своей смерти.
Креатив Святослава
По самым минимальным подсчетам, Святослав прошел походами за несколько лет 8000—8500 километров. Но без славословий жизнь воина пустовата - орденов в те времена | еще не придумали, и для великого князя знаки отличия заменяли сложенные о его подвигах устные панегирики. Че-1 реда его блестящих побед порождала целый пласт дружинной поэзии - прославляющих его песен и сказаний.
Креатив со слоганами был создан неведомыми нам поэтами-воинами, на протяжении лет отточен исполнением на привалах и пирах, а затем перекочевал в письменные источники - летописи. Эти песни тогда еще хорошо помнились -иначе невозможно объяснить то, что летописцами приведены целые речи Святослава.
В лето 971, - сообщает летопись, Ш выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деть-
Князи не без грязи
• и, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не по
сри мим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мерт-
hi.im не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет.
Тик не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди
миг: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь ».
1 Ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои го-
Доны сложим».
►Это наша «Повесть временных
APT*. А вот византийский хронист
К нркв Лев Диакон так передает речь
Мнмтослава: «Проникнемся муже-
i i ним, которое завещали нам пред-
Mii вспомним о тощчто мощь россов
■О СИХ пор была несокрушимой, и бу-
U'M храбро сражаться за свою
•ми им.! Не пристало нам возвращать-
■К ihi родину, спасаясь бегстйЬм. Мы
Должны либо победить и остаться в ______
•йнммх, либо умереть со славой, со-
~ I ДИАКОН Лев (другое имя-
»РШИВ ПОДВИГИ, ДОСТОИНЫе ДОблеС- Ъшщ,до950-около 1000)-
IMMK Мужей!» византийский писатель. Со-
I Hi ЗИаЛ Певец В СТане руССКИХ ВО- временники считали его пло-
ИМОН, что сочиняет текст для школь- хим сталистом> хотя после
некоторых сегодняшних пи-ХреСТОМатиЙ! Все ЭТО ДаЛО Пра- сателей Диакон читается с
I вкадемику Рыбакову заявить: удовольствием. Его «Исто-
• Н ГИМЫХ ВОСТОрЖеННЫХ ТОНаХ При- рИ? В Х K™rax>> посвящена
L з событиям у5у—у/ь годов, на-
Юркого панегирика описано рус- писана частично на основа-
содержит описание походов русского князя Святослава на Балканы |
Н И м ЛеТОПИСЦем КОрОТКОе КНЯЖение нии личных наблюдений и
Смнтослава Игоревича. Страницы, Итиященные этому князю, являют-^Й Ht Столько хроникой событий,
UAt»KO воспеванием доблести, рыцарства и мудрости мо-Аого князя, "славой", "хвалой" ему, где восхищение пре-Лйдиет над добросовестным описанием».
100
101
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
...И образ великого воина Святослава, доблестного и неприхотливого, живет через 1000 лет!
Слоганы, пережившие века
Но главная веха Святослава в области русского пиара Святослав был первым на Руси, кто придумал слоганы.
«Иду на вы», «Не посрамим земли Русской», «Мертвые сраму не имут», «Встанем крепко» — все эти устойчивые словосочетания впервые прозвучали из уст бравого рубаки и неугомонного путешественника. Вообще, чем ближе к нашему времени, тем выше степень персонификации присутствующих в нашем исследовании исторических деятелей^ Тем больше деталей, придающих их княжескому статусу человеческий облик. Вот уже историческая фигура заговорила...