Право на охрану здоровья населения Российской Федерации возведено в конституционный ранг. В 2011 г. высшим законодательным органом России был принят один из важнейших для населения государства Закон – Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Основные его положения изложены в русле мировой цивилизованной практики, общепризнанных принципов и норм.
Поэтому проблема изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни населением страны, особенно её молодым поколением, приобретает большое значение в условиях построения правового государства и развития цивилизованных рыночных отношений.
Преподавание на всех факультетах педагогических вузов комплексной учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», как важной составной части общей профессиональной подготовки будущего учителя, призвано способствовать развитию этой актуальной проблемы.
Главной конечной целью в деятельности педагогического вуза является подготовка учителя гуманистической ориентации, в основе которой лежит предусмотренная требованиями обновление и модернизация педагогического образования, предусмотренная требованиями ГОС ВПО.
|
|
Профессиональная деятельность педагога любой специальности включает вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, организацию и оптимизацию учебной деятельности, обеспечение комфортного взаимодействия индивида и школьного коллектива, профилактические аспекты жизнедеятельности школьника. В процессе решения многочисленных и разнообразных проблем медико-педагогического характера школьный учитель взаимодействует с органами образования, здравоохранения, социального обеспечения и выступает в качестве организатора и координатора. В соответствии с этим изучение дисциплины «ОМЗ и ЗОЖ» имеет большое значение для педагога.
Медико-педагогические проблемы общества разнообразны, они связаны с индивидуальным здоровьем каждого ученика и школьного коллектива в целом, с формированием стойких мотиваций и навыков здорового образа жизни, затрагивают вопросы профилактики употребления молодыми людьми психотропных наркотических веществ, предупреждения нарушений репродуктивного здоровья, распространения среди молодежи болезней, передающихся половым путем и СПИДа и др. В связи с этим, требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки педагогов включают:
- осознание педагогом здоровья, как безальтернативной ценности;
- владение системой знаний о взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой;
- усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков, умение управлять здоровьем детей;
|
|
- приобретение навыков по формированию алгоритма здорового образа жизни у школьников.
Цель изучения курса – выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
Основные задачи изучения курса:
- развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни;
- усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков, умение управлять здоровьем детей;
- формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения;
- формирование системы знаний о влиянии различных факторов на здоровье человека.
Исходя из задач предмета и освоив его программу, студент должен знать:
• Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп;
• влияние на организм различных факторов внешней среды;
• способы укрепления адаптационных возможностей организма (закаливание, рациональное питание, борьба с вредными привычками);
• основные признаки нарушения здоровья ребенка;
• меры профилактики инфекционных заболеваний (детские, венерические заболевания).
Студент должен уметь:
- уметь объяснять причинно-следственную связь между фактором и уровнем здоровья; фактором риска и развитием нарушений, отклонений в здоровьи или возникновением заболевания;
- уметь сформировать полный спектр значения учебно-воспитательной работы школы и школьного учителя для сохранения здоровья школьников.