Культурные предпосылки

Культурным фактором, который в рассматриваемый пе­риод имел наибольшее значение для развития права, явля­ется всеобщее народное образование. Еще в начале XIX в. большинство европейцев были неграмотными или могли самое большее написать несколько простых строк и произво­дить простейшие расчеты. С середины XIX в. во всех евро­пейских странах предпринимались огромные усилия, чтобы не только научить детей и молодежь основам чтения, письма и счета, но и дать им ориентацию в том мире, в кото­ром они жили, посредством знаний по истории, географии, природе и т.д.

Разумеется, законодательство и применение права могли стать намного более точными инструментами управления развитием общества, когда власти и суды могли иметь дело с образованным населением. Одновременно большие массы народа могли совершенно иначе, чем ранее, втягиваться в сложную политическую и правовую работу - как через разно­образные формы местного самоуправления, так и через сво­бодно созданные организации в сфере экономической и куль­турной политики, на которые могли быть возложены функ­ции, ранее принадлежавшие исключительно властным струк­турам с обученными для этого экспертами.

Таким образом, развитие европейских обществ в XIX в. помогло сделать большой шаг в направлении осуществления демократических идеалов Французской революции: создания общества, в котором подавляющее большинство граждан просвещено в том смысле, что они понимают потребности общественной жизни и настолько сильно чувствуют свою личную ответственность за всеобщее благосостояние, что стихийно принимают участие в общественном труде. Фран­цузские революционеры заимствовали этот идеал из афин-

ской демократии и Древнеримской республики. Их идеи по-прежнему живы в европейских странах.

С другой стороны, связь с античностью ныне только кос­венная. Те знания о классических языках и античной культуре, которые еще в начале XIX в. лежали в основе всего Просвещения, теперь утрачены и сохраняются только у небольшого числа специалистов. Исчезновение античной культурной традиции началось в конце XIX в., когда стало невозможным требовать как гуманитарного и естественно­научного образования, так и просвещения молодежи. Потреб­ность в квалифицированных специалистах, а также требо­вания знания современных языков сначала привели к разде­лению на классическое и естественно-научное направления образования, а затем к постепенному сворачиванию класси­ческого образования, которое заменялось общественными науками и современными языками. Этот процесс долго тянулся в большинстве европейских стран в период между двумя мировыми войнами и завершился в первые десяти­летия после второй мировой войны. Конечно, римское право по-прежнему сохраняет большое значение в большинстве европейских стран, кроме Англии, поскольку за период между 1100 и 1900 гг. оно слилось в различной степени с отечест­венными правовыми источниками. Та правовая общность, которую создает римское право, имела немаловажное зна­чение для создающегося европейского единства, первой фор­мой которого стало Европейское экономическое сообщество.

Другая важная культурная перемена, имеющая значение для формирования права, заключается в секуляризации. Дех-ристианизация началась в XVIII в. прежде всего в образо­ванных слоях европейского общества. Однако этому противо­действовали сектантские движения, набравшие очень боль­шую силу сначала в рамках традиционной церкви, а затем свободной церкви, и распространившиеся тогда по всей Европе. В XIX в. сильно упало влияние как католической, так и протестантской церквей (государственных или негосударст­венных) - процесс, которому вплоть до конца века противо­действовали успехи свободных церквей. Но с времен первой мировой войны и межвоенного периода секуляризация проис­ходила настолько быстро, что ныне в большинстве евро­пейских стран только подавляющее меньшинство может быть отнесено к убежденным христианам. С точки зрения истории культуры секуляризация привела прежде всего к тому, что связь с образом мысли и чувств ушедших времен находится под угрозой исчезновения. Это, естественно, осла­бляет восприятие христианской правовой традиции. Боль­шинство людей не понимают язык прошедших времен из-за отсутствия религиозного образования и прежде всего знаний о Библии. Безусловно, положение в европейских странах раз-лично, и секуляризация во многих местах не

зашла настолько далеко, как в Швеции, где знания по рели­гиозным вопросам и религиозной терминологии зачастую исключительно слабые.

С точки зрения развития права процесс секуляризации означает отсутствие в настоящее время единого понимания основополагающих моральных вопросов, что, безусловно, затрудняет формирование прежде всего семейного и уго­ловного права. Вплоть до начала XX в., несмотря на описан­ные выше различия во взглядах на общество между различ­ными социальными группами, существовало относительно единое понимание морали в каждой европейской стране со всеми их различиями между собой, особенно между протес­тантской Северной Европой и католической Южной Европой. В значительной степени взгляд на мораль отдельного чело­века и всего общества покоился на христианстве и был поэ­тому общим для всей Европы. Ныне дело обстоит иначе: вос­приятие морали сильно меняется от страны к стране, а вну­три каждой страны может резко отличаться в различных группах населения. Типичным примером является вопрос об абортах, который во многих местах создает серьезные поли­тические и правовые проблемы.

На формирование права воздействует также другая сто­рона культуры, а именно культура средств массовой инфор­мации. С повышением уровня народного образования в XIX в. книга, газета и журнал стали доступны каждому. Печатное слово как средство массовой информации привело к революции в культурной жизни; вместо культуры высших сословий в сочетании с местной отечественной культурой возникли национальные культуры, основанные на общем языке и общих оценках. С демократизацией процесса образо­вания демократические движения стали также более непосре­дственно оказывать воздействие на право.

Безусловно, средства массовой информации сильно спо­собствовали росту чувства общности в результате расшире­ния связи между людьми и различными точками зрения. Они также смогли способствовать мобилизации обществен­ных движений по общественным проблемам таким образом, что зачастую придавало правовым решениям общественных проблем более глубокое восприятие у граждан по сравнению с тем временем, когда право рассматривалось в качестве пред­писаний власти. С другой стороны, этому процессу воспри­ятия противодействует такое влияние средств массовой ин­формации, которое повышает пассивность. Ведь все зависит от способов их использования. Подобно тому, как средства массовой информации могут мобилизовать людей на участие в результате проведения различных кампаний, они могут способствовать безразличию людей по отношению к важным общественным проблемам, попросту не освещая их. При огромном давлении средств массовой информации и изоби-

лии информации в современном обществе молчание средств массовой информации вокруг определенной проблемы озна­чает то, что к ней не привлекается внимание, что может вести к отсутствию или запаздыванию необходимых право­вых реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: