282. Учение о человеке – это:
· онтология
· гносеология
· антропология
· праксиология
283. Конкретные выражения общественной сущности человека заключаются в понятии:
· индивид
· индивидуальность
· персона
· личность
284. Согласно марксистской концепции, родовая сущность человека выражается:
· в общении
· в трудовой деятельности
· в стремлении к самореализации
· в коллективизации
285. Свобода личности, согласно марксистской концепции:
· возможность действовать согласно своим желаниям
· свобода выбора мировоззрения
· независимость от других людей
· осознанная необходимость
286. Первостепенную роль в формировании личности играет:
· познание
· общение
· деятельность
· воспитание
· образование
287. Современная антропология рассматривает человека как:
· часть природы
· биологических существ
· социальных существ
· био-социальных существ
288. Отметьте характеристику человека, свойственную для античной философии:
· это божественное творение
|
|
· это часть макрокосмоса
· это высшая степень индивидуализации
· это элемент общественной организации
289. Назовите этап развития философии, когда доминировал механический подход к человеку («человек-машина»):
· Античная
· Средневековая
· Нового времени
· Просвещения
290. Проблему смысла человеческого существования выдвигает в качестве доминирующей:
· персонализм
· экзистенциализм
· философия жизни
· феноменология
291. Социализация личности осуществляется, прежде всего, в результате приобщения человека:
· к природе
· к материальным ценностям
· к духовным ценностям
· к трудовой деятельности
292. В жизни средневекового человека главными ценностями являлись:
· собственно-нравственные
· утилитарно-материальные
· эстетические
· рационально-прагматические
293. Античный философ, считавший, что «человек есть мера всех вещей: существующих, когда они существуют и несуществующих, когда они не существуют»:
· Протагор
· Горгий
· Демокрит
· Платон
294. Древнегреческий философ, утверждающий, что философия должна быть наукой жизни человеческой:
· Сократ
· Аристотель
· Пифагор
· Эпикур
295. Философ эпохи Возрождения, сравнивающий стратегию политики с поведением «льва» и «лисы»:
· Макиавелли
· Мишель Монтень
· Эразм Роттердамский
· Лоренцо Валла
296. Доминирующую роль инстинктов в жизни человека подчеркивал:
· Спенсер
· Фрейд
· Сеченов
· Павлов
297. Неофрейдист, развивший учение о «коллективном бессознательном»:
· Хорни
· Кардинер
· Юнг
· Фромм
298. Поиски сущности человека в русской религиозной философии велись в русле концепции:
|
|
· всеединства
· теоцентризма
· соборности
· богочеловечества
299. Экзистенциальный подход к сущности человека характерен для:
· Федорова
· Соловьева
· Бердяева
· Булгакова
300. Античный мыслитель, считавший, что «счастье – это ничем не омраченное удовольствие»:
· Демокрит
· Платон
· Сократ
· Эпикур
301. Смысл жизни человека в марксистской философии трактуется как:
· наслаждение земными благами и удовольствиями
· достижение материального богатства
· стремление к власти
· жизнь во имя служения великим целям, все благо человечества
302. Смысл жизни человека в русской религиозной философии детерминируется:
· поиском утешений в земных радостях
· душевным успокоением и удовлетворением собой
· необходимостью аскетического образа жизни
· любовью к богу и обретением царства небесного
303. Кто из философов полагал, что критерием общественных отношений выступает сопричастность человека к человеку:
· Кант
· Гегель
· Фихте
· Фейербах
304. Концепция «сверхчеловека» обоснована:
· Гегелем
· Ницше
· Фихте
· Марксом
305. Кто автор выражения «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость»
· Платон
· Монтень
· Мор
· Кампанелла
306. Этическая позиция марксизма состоит в
· достижении равновесия с действительностью
· бережность отношения к природе
· любви человека к человеку
· признании необходимости социального преобразования бесчеловеческого мира
307. Исходное отношение человека к миру
· пассивное восприятие
· переживание воздействия мира в сознании
· взаимодействие с окружающей действительностью
· активное преобразование среды
308. Благодаря практике выявляются (выбрать ведущее звено)
· место человека в структуре бытия
· отношение человека к природе
· отношение человека к другим людям
· включенность в систему материальных и духовных ценностей.
309. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек действует
· индивидуально
· индивидуалистически
· общаясь с другими людьми
· в сотрудничестве и кооперации
310. Деятельность как специфическая форма отношения человека к действительности, предполагает
· его приспособление к природе
· приспособление к социальным условиям
· осмысление бытия
· целеполагание
311. Философ Нового времени, считавший, что «человек человеку – волк»
· Бэкон
· Декарт
· Гоббс
· Спиноза
312. Представитель антропологического направления классической немецкой философии
· Лейбниц
· Шеллинг
· Фихте
· Фейербах
313. Русский философ XIX века, считавший, что человечество достигнет ступени богочеловека
· Флоренский
· Федоров
· Соловьев
· Бердяев
314. Французский философ – материалист, автор работы «Человек-машина»
· Руссо
· Дидро
· Гельвеций
· Ламетри
315. Исторической общностью, которая сформировалась на основе единства территории, языка, психологического склада, проявляющего в общности культуры, является
· род – племя
· семья
· класс
· народность
316. Сущность материалистического понимания истории заключается
· в определяющем характере общественного сознания по отношению к общественному бытию
· в определяющем характере способа производства во всех сферах общественной жизни
· в соответствии базиса надстройке
· в соответствии производительных сил характеру производственных отношений
317. В качестве совокупности материальных и духовных ценностей выступает
· наука
· искусство
· религия
· культура
318. Термин «культура» в переводе с латинского означает
· обработка, возделывание
· созидание
· поклонение
· очеловечивание
319. Раздел философии, исследующий ценности и ценностные отношения людей
· методология
|
|
· аксиология
· герменевтика
· валеология
320. В каких учениях была впервые воплощена триада «Вера- Надежда- Любовь»
· буддизм
· конфуцианство
· утопический коммунизм
· христианская философия
321. Сторонники какого направления считают биологические инстинкты движущими силами общественного поведения людей
· экзистенциализма
· персонализма
· фрейдизма
· герменевтики
322. Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал…
· Платон
· Н. Макиавелли
· М. Вебер
· В. Ленин
· А. Тойнби
323. Для какого направления характерно подчеркивать приоритет интересов отдельных личностей над общественными интересами
· индивидуализма
· персонализма
· коллективизма
· гедонизма
324. Кто считал, что «проблема человека является основной проблемой философии»?
· И. Кант
· Г. Гегель
· К. Маркс
· Н. Бердяев
325. Христианское понимание смысла жизни заключается в …
· преобразовании мира
· накоплении знаний
· освобождении от страстей
· спасении
326. Каким философским направлением было разработано учение о человеке, как общественном существе
· экзистенциализма
· фрейдизма
· позитивизма
· марксизма
· персонализма
327. Философское направление, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия
· материализм
· идеализм
· фатализм
· волюнтаризм
· экзистенциализм
328. Философское направление, рассматривающее понимание свободы человека как его способности достигать своих целей, опираясь на знание объективной необходимости
· экзистенциализма
· психоанализа
· прагматизма
· марксизма
· позитивизма
329. Кем был раскрыт и обоснован закономерный характер общественного развития
· Платона
· Аристотеля
· Канта
· Гегеля
· Маркса