Календарные сроки продолжительности строительного сезона устанавливаются на основе средних многолетних данных СНиП 1.04.03-85 [5] (Приложение 1). Следует отметить одну закономерность, связанную с началом строительного сезона. Вне зависимости от вида работ дата начала сезона в одной какой-либо области одна и та же, что объясняется фактором проезжаемости колесных машин и отсутствием прилипания грунта к рабочим органам дорожно-строительных машин. Даты окончания строительного сезона для отдельных видов дорожно-строительных работ различны из-за неодинаковых технологических свойств применяемых дорожно-строительных материалов.
Начало основных работ назначается на конец весенней распутицы, а их окончание - на начало осенней распутицы.
При отсутствии данных даты начала весенней распутицы Zн и ее окончания Zк определяются по формулам [6]:
Zн = То + 5 / a; (1)
Zк = Zн + (0,7 hпр / a), (2)
где То – дата перехода температуры воздуха через 0 оС;
a - климатический коэффициент, характеризующий скорость оттаивания грунта, м / сутки (для Курганской области a = 6, для Пермской области a = 4,5, для Свердловской области a = 4, для Челябинской области a = 3,5);
|
|
hпр – максимальная глубина промерзания грунта в районе строительства, см (для Курганской области hпр = 200 см, для Пермской области hпр = 180 см, для Свердловской области hпр = 190 см, для Челябинской области hпр = 180 см).
Количество рабочих смен в строительном сезоне
Тсм = Ксм (Тк – Твых – Тат - Ттех), (3)
где Ксм – коэффициент сменности (во II дорожно-климатической зоне для Европейской части Ксм = 1,85, для Сибири Ксм = 2,0);
Тк – календарная продолжительность строительного сезона, дни;
Твых - число выходных и праздничных дней, приходящихся на период календарной продолжительности сезона (определяется по календарю);
Тат – число нерабочих дней по метеорологическим условиям, приходящихся на период календарной продолжительности сезона (см. Приложение 1);
Ттех – простои по техническим причинам (ремонт, профилактика машин, организационные и технологические причины), дни; во II дорожно-климатической зоне для Европейской части Ттех = 17 дней, для Сибири Ттех = 12 дней с уменьшением пропорционально соотношению проектной и нормативной протяженности дороги 11 км.
Для определения календарной продолжительности производства дорожно-строительных работ вводится коэффициент перевода рабочих дней в календарные:
К = Тк / Тр, (4)
где Тр – количество рабочих дней производства дорожных работ.