Сущность мировоззрения и его структура. Основные типы мировоззрения

Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление, т.к. неизбежно упрощение структуры мировоззрения.

Мировоззрение – это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.

Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.

Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру М. можно рассмотреть как связь мироощущения, мировосприятия, миросозерцания. Т.к. М. – сложное и многоплановое явление, то факторы, оказывающие влияние на его становление, оказываются противоречивыми. На формирование М. влияют разнообразные факторы: здоровье человека, (здоровый человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает пессимизм), возраст человека (в молодости человек здоровее, энергичнее; с возрастом – перерассмотрение ценностей), воля и т.д.

Виды мировоззрения разнообразны: 1) индивидуальное М.; 2) групповые М. (той или иной социальной группы); 3) М. того или иного народа; 4) М. человечества на том или ином этапе.

Различают обыденное, эмпирическое, житейское М. Оно не достаточно продумано, взвешено, системно. От этого отличается теоретическое М. Его обычно связывают с философским, но это не совсем верно. Свой теоретический уровень есть в религиозном историческом типе М. (теология).

Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии предшествовал период аниматизма, который ещё не есть религия, а есть всеобщее оживотворение мира, когда всё воспринимается с сугубо человеческой точки зрения; нет деления на живых и мертвых (все изменяется, всё живо), есть и сверхъестественное.

В мифологии отражаются не только знания людей, сколько их представления, порожденные воображением, а не знанием. Центральная проблема М. – проблема человека его природы и предназначения. Учитывается также отношение человека к миру, к др. людям, к самому себе. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо, эмоциональное.

Особенности мифологии: 1) олицетворение (или антропоморфизация); 2) синкретизм – это уже системность, но еще не достаточная дифференцированность. Здесь все слитно: религиозное, эстетическое, поведенческое и т.д.;

3) особая роль игры воображения в формировании мифологического М. Отсюда исключительное разнообразие мифологии, что не исключает некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создают людей по своему образу и подобию); 4) определенная алогичность и несправедливость картины происходящего; 5) объяснение. Людям надо было понять и объяснить то или иное событие и явление, пусть даже нелогично.

Религиозный исторический тип М. Характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный, и подчинение естественного мира сверхъестественному. Критерий религиозного явления: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, необходимо поклонение. Религию нередко сводят только к форме общественного сознания, но это не точно. Надо различать: 1) религиозные представления, мифологию, идеологию; 2) религиозные чувства, переживания, настроения; 3) култь, поклонение сверхъестественному т.е. внешние проявления; 4) наличие церковной органзации; 5) около церковная организация – это система религии, образования, религиозные СМИ; 6) определенная сфера общественных отношений, в рамках которых люди удовлетворяют свои религиозные потребности.

Причины возникновения и существования религии: 1) социальные; 2) гносеологические (позновательные);

3) исторические (силы традиций); 4) психологические (чувства и переживания, которые создают благоприятную почву).

Функции религии: 1) мировоззренческая, т.е. религия как тип мировоззрения предлагается людям;

2) компенсаторная ф-я, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы, общества: упование на помощь свыше; 3) коммуникативная ф-я, т.е. общение, где люди получают удовлетворение; 4) регулятивная ф-я, т.е. нормы общественного поведения; 5) культурно-транслир. ф-я т.е. передача от поколения к поколению культуры; 6) интегрирующая-дезинтегрирующая ф-я, т.е. объединение людей одной веры и разъединение людей разной веры; 7) каждая религия базируется на определенном символе веры, это ее исходный и конечный пункты. Один из иерархов православной церкви говорил: «Если содержание догматов становится слишком понятным, то есть основание полагать, что он берется не во всей его божественной глубине».

Особым историческим типом М. явл. философия – теоретически сформулированный тип мировоззрения с позиций разума. Также это наука о наиболее общих законах бытия и методология познания материи и человека.

Мировоззрение – сложное духовное явление – его формирование тоже сложный процесс, который м.б. связан с эмоциональным и духовным уровнем человека, с его возрастом, здоровьем и т.д. Мировоззрение формируется не только из знаний, но и из психологической ориентации человека. У любого человека проходит этап формирования мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: