Джон Локк (1632-1704) - другой представитель эмпирической линии в английской философии и науке - развивал основные положения Ф.Бэкона и Ньютона. Пытался примирить - в духе абеляровского концептуализма - номиналистскую теорию объективного существования единичных конкретных вещей с существованием автономных рассудочных структур, обладающих определенными общими закономерностями, но фатально отделенных от мира объектов, который остается в целом непознаваемым. Локк главное значение уделял эмпирическому подходу. Он оказал огромное влияние на философию науки Просвещения (Беркли, Юм в Англии, Кондильяк, Ламетри, Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Гольбах, Дидро, Гельвеций во Франции).
Основная линия философии Локка по вектору очень близка Иммануилу Канту. Показательно, что применение Локком принципов номинализма к политической и гражданской сферам дало теорию либерализма, являющуюся изоморфным аналогом парадигмы отрезка в идеологической области.
"Человек-машина"
Рассудочная, смертная "человеко-машина", пребывающая в локальной ситуации в механическом, количественном, протяженном изотропном пространстве в потоке однонаправленного времени - такова субъект-объектная картина картезианского мировосприятия, которое является отправной чертой научного мировоззрения в целом. Тот мир, который индуктивно - со стороны локальных объектов - описал Исаак Ньютон, с другой стороны - со стороны локального рассудочного субъекта - описан Декартом. Это два полюса современной науки, ее базовые парадигматические постулаты, которые отныне непременно довлеют над магистральными направлениями человеческой мысли Нового времени.
|
|
Иммануил Кант (ограниченный отрезок "чистого разума")
Иммануил Кант продолжил линию Декарта в исследовании "субъекта Нового времени", разработав описательный аппарат устройства человеческого рассудка. Кант, так же как Декарт, занимался естественнонаучными дисциплинами: астрономией, физикой, механикой и т.д. Но самое важное в его учении состоит в масштабном исследовании границ человеческого рассудка, определенных гораздо более строго и точно, нежели у первопроходца Декарта. Кант досконально разбирает методологию рационального познания, выдвигает концепцию "ноумена", т.е. непознаваемости внутренней природы объекта. Это философски важнейшее признание того, что в современной научной парадигме объектность, субстанциальность объектного принципиально остается за кадром, не может ни активно, ни пассивно участвовать в конструкции научных знаний. Еще Ньютон в рамках знаменитого "Эпистолиона", "Республики Писем" призывал отказаться от "метафизических вопросов" и "философских споров", связанных с выяснением природы материи. Но одно дело пренебречь рассмотрением какого-то вопроса, другое дело вынести решение, что корректно рассмотреть этот вопрос вообще невозможно. У Канта можно различить определенный гносеологический пессимизм, отсутствовавший у творцов научной парадигмы Нового времени. Симметрично внешнему пределу рассудочной деятельности, за которым начинается сфера "ноумена", Кант намечает и внутренние проблемы - т.н. "антиномии" в самом рассудке. Р.Генон указывает, что в гносеологии традиционного общества при соответствующей коррекции терминов "антиномии" Канта перестают быть неснимаемыми противоречиями, тогда как в рамках кантовского "чистого разума", в парадигме отрезка, они не могут иметь адекватного решения.
|
|
В дальнейшем кантианство развивалось по двум направлениям - оптимистическому и пессимистическому. Оптимистичная версия дала позитивизм и неопозитивизм, став философской основой либерального мышления; пессимистическое кантианство было включено в некоторые побочные ветви развития философии Нового времени - такие, как структурализм, экзистенциализм и т.д.